Сезон дичи. 9 марта начался сезон охоты на… браконьеров

406
Инспекторы и егеря к рейду готовы
Инспекторы и егеря к рейду готовы
Инспекторы и егеря к рейду готовы

Этого момента ждали многие мужчины. И он настал – весенний охотничий сезон открыт! Охота на утку разрешена с 9 по 23 марта включительно. Целых 15 дней любители экстремального отдыха могут посвятить себя любимому делу. Правда, для этого нужно иметь охотничий билет, разрешение на оружие и путевку.

Для того чтобы вычислить настоящее утиное место, нужно иметь знакомых в глубинке. Информация о том, где пасется дичь, очень ценна, ведь запросто можно попасть на водоем, который птица по каким-то причинам уже покинула. Это как лотерея – повезет или нет. А вернуться с охоты пустым никому не хочется. Не стоит сбрасывать со счетов затраты на бензин, боеприпасы и провиант. Сумма набегает солидная, сюда же входит и стоимость самой путевки, а это 3 тысячи тенге…

У нас перелетная дичь облюбовала несколько мест. Вот самые известные из них: озера Шошкаколь, разливы близ озера Караколь в Мактааральском районе, пойма Сырдарьи, озера близ Кызылкумского канала (бывшие рисовые чеки) в Шардаринском районе. В последние два-три года утка полюбила и Коксарайское водохранилище.

Мы едем в Мактаарал – решили совместить приятное с полезным. Друзья – поохотиться, а мне надобно поучаствовать в рейдовых мероприятиях с сотрудниками территориальной инспекции по защите лесов и животного мира…

КАРАКОЛЬ

К частным угодьям «Келес», близ цепи небольших разливов и озер (позже – в апреле, здесь вообще все будет залито водой), подобраться просто так не получится. Съезд с главной дороги, ведущей в поселок Асыката (а далее в Жетысай), контролирует импровизированный КПП – база местной егерской службы. Шлагбаум, жилой вагончик-кухня, покрытый камуфляжем автобус ПАЗ. Здесь же продаются сезонные путевки. А через дорогу – угодья областного общества рыболовов и охотников. Для того чтобы взять там добычу, нужна лодка или прорезиненный армейский ОЗК (общезащитный войсковой костюм), иначе подбитую утку из воды не достать…

С утра приятели пошли на зорьку, а мы с инспекцией и егерями выдвигаемся в рейд – ловить нарушителей. Пока держится хороший морозец: лужи подернуты льдом, снег еще не сошел полностью. Погода ясная, и можно предполагать, что позже на дорогах будет нечто невообразимое.

Первым под проверку документов попадает одинокий пенсионер-экстремал. Дядька расположился в камышах близ меляка. На воде плавают резиновые утки – манки для селезней. Охотник перепоясан патронташем, на шее шарф. Несмотря на полувоенную форму заметно, что мужчина относится к интеллигенции. У таких охотников, еще той – советской закалки, все всегда в порядке. В этом же уверен госинспектор Нурбатыр Есенов. Но проверка есть проверка… В одном кармане у стрелка лекарства, аккуратно уложенные в целлофановый пакет, в другом – нужные документы. Они также в герметичной упаковке. Убедившись, что с «аусвайсом» все нормально, мы желаем удачи и уезжаем…

РАСПУТИЦА

"Нива" - единственный вид транспорта, способный проехать по такой дороге
«Нива» — единственный вид транспорта, способный проехать по такой дороге

Ближе к 11 часам наши худшие предположения сбылись. Дорога в глубине угодий превратилась в невообразимую кашу. Мы идем на двух новеньких «Нивах» казахстанского производства. «Двойка» – самый лучший вариант: если один драйвер застрянет, второй придет на помощь. Если встрянут оба, даже и не знаю, что будем делать…

Наш водитель и старший егерь Ускен спокоен и монументален. Лишь иногда, в момент, когда машины то закапываются носом в рытвины и колдобины, заполненные водой, то влетают в грязь по самые двери, он шипит ругательства сквозь плотно сжатые зубы. Но все же заметно, что он уверен в своем железном коне. И тот чувствует это, не подводит хозяина…

Казалось, по такой рокаде (военной дороге) никто и ни за что не проедет. Разве что камикадзе, ведь если здесь попадешь, то попадешь серьезно, и навряд ли кто-нибудь придет на помощь. Но тяга к охоте пересиливает благоразумие. Тем более что здесь, в самом сердце угодий, в основном охотятся бывалые, те, кто отлично знает местность, пути входов и выходов.

Мы выезжаем на место очередного разлива. С воды, где-то в полукилометре от нас, тяжело встает на крыло стадо серого гуся. Желанная для каждого охотника добыча, но стрелять лапчатого весной нельзя! Поймают, придется платить штраф – один незаконно добытый гусь оценивается государством почти в девять тысяч тенге. Тут же, неподалеку от неповоротливого «бомбардировщика» гуся, снуют шустрые чирки, шилохвосты, серухи. В этом месте пернатых довольно много, но они не долетают до скрадка, в котором притаился охотник – очередной пенсионер.

Когда инспекторы подъехали, из далеких зарослей жангиля показалась еще одна «Нива». Это спешил напарник засадника. Оба пожилых мужчины с ходу начали жаловаться, что еще не сделали ни одного выстрела. А с путевками у них все в порядке…

Поездка на охоту на мотоцикле – рискованное занятие
Поездка на охоту на мотоцикле – рискованное занятие

Позже нам попались два отважных мотоциклиста. Узнав о том, что самок бить нельзя, один из них сильно удивился: «А как отличить утку от селезня?». Пришлось инспекторам проводить разъяснительную работу. «Вот поэтому проводятся занятия по охотминимуму, – терпеливо внушает охотникам Нурбатыр Есенов, – такие вещи знать просто необходимо. Весенняя охота в основном проводится с применением манков. На них среагирует селезень, а самка пролетит мимо. Поэтому бьют только ту птицу, которая идет на снижение к манкам. Знайте, что если вы убьете самку, то будете оштрафованы на 1700 тенге. За одну голову…».

После четырехчасового, экстремального по самое «не хочу» путешествия, мы возвращаемся на базу. Нарушителей нет. Но это не говорит о том, что браконьерство искоренено. Отнюдь! Только с начала года государственные инспекторы выявили 32 нарушения правил охоты…

ВЕЧЕРНЯЯ ЗОРЬКА

После отработки можно и самому попытать охотничьего счастья. Идем на берег меляка. Через камыши слышно деловитое утиное покрякивание, причмокивание и попискивание. Свежо. То и дело по окрестностям расходится эхо ружейных выстрелов – утка идет на «вечерку». Вдали слышно искусственное покрякивание звуковых манков. Процесс охоты в самом разгаре. В принципе, можно и не стрелять – само действо, присутствие на таком отдыхе завораживает и заставляет сердце биться быстрей. Здесь забываешь о городской суете, бесконечном рабочем конвейере, зарабатывании денег и прочей жизненной круговерти. А вот и свист крыльев над головой – селезень идет на посадку, он «клюнул» на резинового обманщика. Хлесткий выстрел, отдача «вертикалки» 12 калибра бьет в плечо. Ружье старше меня на 10 лет, но бой у него такой, что старенькому ИЖу позавидует новенький МР. Утка камнем падает в воду…

Ну а после вечерней зорьки готовка сытного ужина, добытого своими руками, неспешная беседа под горячий и терпкий чай, ядреные охотничьи байки и анекдоты… Сон после полного впечатлений дня на свежем воздухе приходит быстро. А завтра снова город. Остается надеяться, что до конца сезона нам удастся вырваться на утку еще раз. И всем «сочувствующим» этому делу – удачной охоты!

Ринат ХАМИДУЛИН

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=twEelhgz8t8[/youtube]

Реклама