Цирк — это то, где все настоящее. Как живет южноказахстанский цирк

444
Султан Сраилов
Султан Сраилов

В октябре этого года в Шымкенте на базе южноказахстанского цирка пройдет международный фестиваль циркового искусства. Это тем более удивительно, что цирку ЮКО в этом году исполняется всего два года. О том, с чего все начиналось и как сегодня живет наш цирк, РАБАТу рассказал директор ГККП «Онтустик-Цирк» Султан Сраилов.

«Вы никогда не задумывались, почему ребенок с легкостью может отказаться от похода в кино, но ни за что не откажется отправиться в цирк? – с ходу задает мне вопрос Султан Сраилов и сам же отвечает на него: – Да потому, что здесь – все настоящее. Трюки вы наблюдаете вживую, а не после качественного монтажа. А животные – они же настоящие артисты! Кстати, ученые уже доказали: цирк – единственный вид искусства, способный отвлечь ребенка от… компьютера».

Я слушаю своего собеседника и невольно ловлю себя на мысли, что он чуточку сумасшедший – в самом хорошем смысле этого слова. Есть такие люди – помешанные на своем деле. Для таких самая фантастическая идея – просто руководство к действию.

«Да, без энтузиазма создать цирк было бы невозможно. Но я считаю, здесь главным энтузиастом выступил Аскар Мырзахметов, аким ЮКО. Посмотрите, ведь наш цирк – третий в стране. В соседнем Узбекистане – только один цирк, в Кыргызстане, Туркмении – по одному. И у нас в Шымкенте свой цирк. И все, кто здесь работает, как одержимые – отдают себя арене без остатка. Иначе – нельзя, халтуру и фальшь зритель очень быстро распознает».

Цирк – это не просто здание с куполом, это, прежде всего, артисты. А их найти оказалось совсем непросто.

«Цирковое искусство – самый зрелищный вид, но и самый опасный. Часто артист цирка буквально балансирует на грани жизни и смерти. Здесь не все зависит только от его умения и таланта. Рядом должны быть люди, на которых можно положиться. И многое зависит от твоего партнера. Потому артистов-одиночек в цирке практически нет. Кроме того, на арене мало просто выполнить трюк – его надо преподнести как номер. Вот, например, спортсмен – он вышел на помост, выполнил свой элемент и ушел. На его лице – сосредоточенность и напряжение, и все это в порядке вещей – ведь нужна максимальная собранность. А артист цирка выполняет такие же трюки, а то и посложнее, и при этом надо улыбаться, делать вид, что все это дается с легкостью. А иногда нужно вызвать зрителя на такую эмоцию, чтобы он ахнул от страха. Вот к нам в цирк пришли 16 спортсменов, которым предстояло стать артистами. Сейчас осталось лишь семеро. Это те, кто сумел преодолеть этот самый барьер между спортивным и актерским мастерством. А вообще найти артистов было более чем сложно, потому что, к примеру, в прошлом году эстрадно-цирковой колледж выпустил всего 9 человек. За годы учебы идет колоссальный отсев, да и желающих идти в артисты цирка не так уж много», – рассказывает Султан Сраилов.

Животное на арене такой же артист. Только в отличие от людей его не заставишь выступать, если у него плохое настроение.
Цирковое животное такой же артист, как и человек

Как говорит Султан Онгарович, дрессировщики в цирке и вовсе тема отдельная. «Этой профессии не учат. Мастерство передается из поколения в поколение, и мы знаем цирковые династии, например, Запашных. И наши дрессировщики, мы надеемся, – зачинатели будущих династий».

Мне всегда было интересно, как и почему животное начинает подчиняться дрессировщику и выполнять его команды. Как ни крути, медведи, львы, тигры – представители дикой природы. Оказалось, все зависит от… первых трех месяцев.

«Животное на арене такой же артист. Только в отличие от людей его не заставишь выступать, если у него плохое настроение. И помочь может только любовь. Я вот раньше думал, в дрессуре действует принцип кнута и пряника. Оказалось, нет. Первые три месяца с хищником занимаются, как с маленьким ребенком, окружают его теплом и заботой. Только так он полностью доверится дрессировщику. И второе обязательное условие – регулярность. Если дрессировщик неважно себя чувствует и пропускает сначала один день, потом два, потом еще несколько, можно считать, что номер потерян навсегда. Потому что такое отношение к работе хищник остро чувствует. И необязательности не прощает», – рассказывает такие удивительные вещи Султан Сраилов.

Сейчас в цирке три медвежонка – Маймак, Мойнак и Жайнак и одна львица Назым. Скоро в труппе появится еще одна львица. А вот с обезьянами отношения не складываются, говорят в цирке. «У нас просто нет человека, который бы работал с ними. Наш зоопарк готов нам предоставить обезьянок по первой нашей просьбе, но зачем мучить животных?» – говорит директор цирка.

Сейчас в цирковой труппе 30 артистов различных жанров – эквилибристы, акробаты, дрессировщики, воздушные гимнасты. Есть мастера джигитовки и силач, который зубами сдвигает с места автомобиль, где сидят 8 (!) человек.

Есть и своя цирковая семья Мустафиных, в которой самому младшему едва исполнилось 7 лет, но он уже выступает с акробатическими номерами.

Наш совсем юный цирк уже успел провести 88 представлений для 98500 зрителей. Кроме того, коллектив дважды занимал призовые места в международных фестивалях. В прошлом году наш цирк завоевал третье место на международном фестивале циркового искусства «Эхо Азии». В нем принимали участие артисты цирков России, КНР, Якутии, Монголии, Узбекистана и Кыргызстана. А в ноябре на международном фестивале «Шабыт» (Астана) воздушные гимнасты Надежда Ефименко, Владимир и Маргарита Аман награждены дипломом управления культуры города Астаны в номинации «Цирковое искусство». А в октябре этого года на базе южноказахстанского цирка пройдет международный фестиваль циркового искусства «Великий Шелковый путь», свое участие в котором уже подтвердили цирки Китая, России, Якутии, стран Средней Азии.

Часто артист цирка буквально балансирует на грани жизни и смерти
Часто артист цирка буквально балансирует на грани жизни и смерти

В одном из интервью генеральный директор и художественный руководитель «Московского цирка Никулина на Цветном бульваре» Максим Никулин посоветовал казахстанскому цирку не ориентироваться на других, а создавать свой стиль – на основе истории страны, ее культуры, национального колорита и музыки. «А следовать чьим-то путем – это неправильно. Все равно будет вторично. Надо создавать свое, тем более что у вас для этого все есть», – говорит Никулин.

И с ним согласен руководитель нашего южноказахстанского цирка Султан Сраилов: «Есть виды циркового искусства, искони присущие нашему народу. Например, джигитовка. Кто были лучшими наездниками в свое время? Кочевые народы. А канатоходцы? Это ведь в странах Востока ремесленники, желая доказать крепость изготовленного ими каната, натягивали его между козел, ходили, бегали и даже прыгали на нем. В Древней Персии воин, чтобы оглядеть окрестность, взбирался на шест, который его товарищ держал за поясом или на плече. При сборе фруктов с деревьев сборщики удерживали равновесие на вольностоящих лестницах и даже переходили на них от одного дерева к другому».

Маскарабазы, скоморохи, клоуны – еще одна цирковая профессия, требующая полной отдачи артиста своему ремеслу. У нас есть клоуны, но это люди, получившие драматическое образование, это драматические актеры. Правда, идти в артисты цирка театральные актеры не спешат.

«Ведь за свою театральную карьеру артист может создать различные образы, сыграть множество не похожих по характеру ролей. В цирке же у клоуна не так много шансов, – продолжает Султан Сраилов. – Но, согласитесь, рассмешить людей, поднять им настроение просто мимикой, жестами, много не говоря – для этого нужно большое мастерство. Сделать так, чтобы зритель увлекся твоей игрой на арене и забыл о своих проблемах, – для этого надо обладать настоящим талантом».

P.S. В середине апреля труппа «Онтустик-цирка» отправится в гастрольный тур по области. Но уже 1 июня наш цирк представит своим зрителям новую программу.

Саида ТУРСУМЕТОВА

Реклама