Пасха в первую очередь напоминает нам о том, что все мы божьи дети и у всех у нас одно призвание – служить людям

ВОСКРЕШЕНИЕ СЕБЯ

Пасха в первую очередь напоминает нам о том, что все мы божьи дети и у всех у нас одно призвание – служить людям
Пасха в первую очередь напоминает нам о том, что все мы божьи дети и у всех у нас одно призвание – служить людям

Рассказывают, жил когда-то богобоязненный Сапожник. Священник местный всегда его в пример ставил как доброго христианина, хвалил. И вот однажды явился во сне Сапожнику ангел и пообещал, что к нему в гости Бог придет. Сапожник с самого утра блеск в доме навел, пирожков напек, нарядился празднично – ждет.

Постучался к нему в дом инвалид-солдат, попросил посидеть-отдохнуть, у огня обогреться. В другой бы день Сапожник всегда бы принял и без помощи не оставил, но сегодня – никак, Бог придет скоро…

А тут вскорости и мать с малюткой на огонек заглянули. Попросила женщина воды и пирожок для ребенка. Уж больно ароматно пахла выпечка. Всегда сапожник в дом приглашал, угощал и на дорожку безделицу какую-нибудь мальцу давал, но не сегодня, не до женщины ему…

Уже под вечер присел на его пороге нищий, просто посидеть, а Сапожник его прогнал. Не для нищих сегодня он порог натирал, а для божьей ноги… Так и прождал до глубокой ночи.

Во сне к нему опять тот же ангел явился, и Сапожник к нему с претензиями – обманул, мол, его ангел. Вздохнул ангел и сказал: «Не обманывал я тебя! Приходил к тебе Бог! Сначала как солдат-инвалид, потом как мать с младенцем, а напоследок нищим. Сам ты, Сапожник, виноват, что не пустил Господа на порог!»

Только один день закрыто и глухо сердце было у Сапожника. А может, сердце-то всегда было глухо? И Сапожник просто притворялся? Вам решать.

…На каждое слово, на каждое время и дело у отца Александра, протоиерея Святоникольского кафедрального собора Шымкента есть своя притча. То в форме старинной сказки, а то и вполне современного рассказа. Сам священник признается, что притчи – его слабость, а если бы все к ним прислушивались и понимали сказанное, жилось бы значительно лучше. «Притчи каким-то непостижимым образом обращены к сердцу каждого человека и одновременно ко всем, независимо от вероисповедания, – говорит отец Александр. – Это же аллегория, само слово происходит от греческого «бросать рядом», оно подразумевает, что за буквальным смыслом стоит нечто еще, более важное. На поверхности притчи понятны каждому, а вот применить эту истину в своей жизни, увы, редко кому удается. Каждая притча не просто мудрость, это путь, по которому нам всем предлагается пройти. И каждый выбирает свою дорогу…»

Почему же именно эта притча рассказывается к Пасхе? Все просто: нужно признаться себе, как часто наше сердце закрыто и глухо для окружающих. Честны ли мы сами с собой.

«Простой пример могу привести на тему того, что «все мы люди, все мы человеки», – улыбается священник. – Когда Господь собрался в Иерусалим, он уже знал, что погибнет, воскреснет и обретет царствие небесное, и сказал об этом своим ученикам. Они, конечно, не поверили, правда, двое из них начали всячески угождать Иисусу. В знак благодарности Иисус спросил у них: чего они хотят взамен? Так вот ученики ему говорят: «Когда взойдешь ты на царствие, сделай так, чтобы по правую руку сядет один из нас, а по левую – второй…» Это, если говорить современным языком: «Когда ты станешь президентом, мы хотим, чтобы один из нас стал министром финансов, а второй – министром МВД…». Понял тогда Иисус, что хотят эти двое власти, хотят не служить сами, а чтобы служили им. Рассердился он и сказал: «Вся жизнь моя будет проходить в служении! Я всегда буду слугой!» Ученики опешили: неужели кто-то может совсем не жаждать власти. Поэтому Пасха в первую очередь напоминает нам о том, что все мы божьи дети и у всех у нас одно призвание – служить людям. Но, как и притча, Пасха у каждого своя».

«Воскресение твое, Христе спасе, ангели поют на небеси…» – торопясь, начал священник звонким тенором. И как только он сказал это, вся толпа заволновалась, задвигалась, крестясь и кланяясь, и сразу стало светлее в зале, на всех лицах засиял теплый отблеск восковых свечек.

Одни мужики стояли в темноте. Они опустились на колени и торопливо крестились, то надолго припадая лбами к порогу, то жадно и скорбно смотря в глубину освещенной залы, на огни и иконы, подняв свои худые лица с пепельными губами, свои голодные глаза…
– Воскресни, боже, суди земли!

«На чужой стороне», Иван Бунин

И В МИР…

В этом году весна, можно сказать, где-то загуляла. В социальных сетях даже появлялись призывы типа «помогите весне, ешьте снег!» Народ помогал как мог, судя по нашим дорогам, съели не только снег. Активисты соцсетей отреагировали моментально: «Шымкентцы! Нужно было помочь весне и съесть снег, зачем же было есть еще и асфальт?!!» Даже при таком нашем усердии весна все равно «раскачивалась» долго – похолодания за похолоданиями, дожди – и никакого теплого солнышка. А старые люди только посмеивались: «По Пасхе весну меряют!» Действительно, раньше весну всегда предсказывали по Пасхе, в зависимости от того, ранней или поздней она была. Остается надеяться, что прогнозы оправдаются и погода нас все-таки начнет баловать теплыми ясными днями.

«Светлый праздник воскресения Христа пришел из Византии, вместе с крещением в конце десятого века. Это самый, пожалуй, любимый народом праздник, когда душа светлеет, становится мягче и добрее, ее переполняет радость, благодаря которой забываются все горечи и обиды, – рассказывает отец Александр. – Продолжается праздник неделю – Святую седьмицу. А готовятся к Пасхе, конечно же, заранее, собственно, Великий пост и есть главное приготовление. Но в последнюю неделю поста – Страстную седьмицу – подготовка идет особенно тщательно. Одно дело вымыть-вычистить дом, подготовить праздничный стол, главнее – привести в порядок душу и мысли».

Радость от Пасхи невозможно пережить полно, если вы не постились перед этим, хотя бы и не так строго, как приписывал пост, – рассказывает отец Александр. – Если вы постились, то точно знаете, каково оно, ожидание праздника. Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, очень легкое и радостное. Служба начинается ровно в полночь, но стоит прийти в храм пораньше, чтобы не оказаться за порогом – большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. На пасхальной литургии все стараются обязательно причаститься тела и Крови Христовых. А после окончания службы православные христосуются – приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!»

Входим в теплое людное многосвечное сияние и слияние. Поют женские голоса, тонко поют, всем желанием и всей немощью, тяжело слушать – так тонко, где тонко, там и рвется, совсем на волоске – поют, – совсем как тот профессор: «У меня на голове один волос, но зато – густой»… Господи, прости меня! Господи, прости меня! Господи, прости меня!.. Этого батюшку я знаю: он недавно служил с патриархом, который приехал на храмовый праздник – в черной карете, сияющий, слабый… И Аля первая подбежала к нему и просто поцеловала ему руку, и он ее благословил…

«Повесть о Сонечке», Марина Цветаева

И В ПИР…

Пасхальный пир – отдельная история. Традиционно на праздничном столе – куличи, пасхи, сдобные бабы и яйца. Крашеных яиц придется сделать побольше, потому как на Пасху цветное яичко – традиционный подарок. Существует многолетняя традиция изготовления сахарных, шоколадных, деревянных и даже золотых и серебряных яиц (чего стоит яйцо Фаберже!). Не грех и нам проявить себя в этом занятии, чтобы праздник вышел по всем правилам.

Когда-то на Невском проспекте оборванцы продавали особого рода щипцы. Этими щипцами было так удобно захватить и вынуть яйцо из горячей темно-синей или оранжевой жидкости. Но были также и деревянные ложки; легко и плотно постукивали о толстое стекло стаканов, в которых пряно дымилась краска. Яйца потом сохли по кучкам – красные с красными, зеленые с зелеными. И еще иначе расцвечивали их: туго обертывали в тряпочки, подложив бумажку декалькомани *, похожую на образцы обоев. И после варки, когда лакей приносил обратно из кухни громадную кастрюлю, так занятно было распутывать нитки, вынимать рябые, мраморные яйца из влажных, теплых тряпок; от них шел нежный пар, детский запашок.

«Пасхальный дождь», Владимир Набоков

Произведение искусства в виде пасхального яйца можно купить, но пока еще есть время, лучше «приложить ручку» самостоятельно. Будет чем и детей занять. Для изготовления пасхального яйца потребуется пластиковая заготовка от киндер-сюрприза. Внутренность яйца оклеивается ватой, а поверх – бархатной бумагой или тканью. Получается этакая коробочка для украшений. Яйцо устанавливается на блюдечке (пластмассовом, деревянном, фарфоровом – какое есть под рукой) и приклеивается. Из пакли формируется «гнездо», которое тоже приклеивается к блюдечку. И вот уже у нас яйцо в гнезде – почти как в жизни. Яйцо украшается цветами. Также можно украшать яйцо бисером, изделиями из холодного фарфора, бумаги и так далее. Можно просто расписать яйцо. Тут уже – насколько хватит фантазии. Остается только поместить в яйцо сюрприз. Можно вложить в яйцо крестик – отличный подарок к Пасхе. Конечно, не Фаберже, но все же что-то «фабержиное» в нем есть!

Елена БОЯРШИНОВА

СПРАВКА
* Декалькомания (в рассказе Набокова) – достаточно старая технология нанесения рисунка на конические и полусферические объекты. Метод был изобретен в России в конце девятнадцатого века. Листочки с трафаретами называли «декалькомани».