Вопросы использования бюджетных средств и качество строительных работ обсуждали депутаты областного маслихата. В областной администрации прошло заседание постоянной комиссии по вопросам поддержки предпринимательства, развития строительства и коммунального хозяйства.
На заседание постоянной комиссии депутатский корпус комиссии пришел точно по часам. А вот чиновники, что должны были отчитываться о проделанной работе в преддверии большой сессии, изрядно задерживались. Аким области и его замы находились кто в командировках, кто на больничном, а еще одного заместителя акима Сапарбека Туякбаева на все постоянные комиссии явно не хватало. Полчаса ожидания. Сорок минут. И воспользовавшись затянувшейся паузой депутаты заговорили о наболевшем. Особо эмоциональную реакцию народных избранников вызвало низкое качество строительных работ, при этом неважно где они проводятся: при строительстве каналов, школ, детских дошкольных учреждений или автомобильных дорог. «Я иногда молчал, думал, говорить или нет, но в течение трех лет мне уже неудобно в Арысь ездить, потому что люди спрашивают, когда это безобразие закончится. Возьмем канал 3 -к 3. Комиссия была, его приняли в эксплуатацию, выделили 430 млн тенге, но я сразу скажу, как строитель, там половины нет. Половина приписки. Я был у Камбатырова, до этого он в финансовой полиции работал, говорил: «Слушай разберись, или я буду в Астану писать». Он говорит: «Пиши, все равно к нам придет. Вот, пожалуйста, ответ начальника финполиции. О чем речь может быть? Дальше идем. Мост через Сырдарью. 70 тысяч населения в Арыси, 70 тысяч в Шардаре. 140 тысяч человек ездят по этому мосту из района в район. Как только выпадает первый снег, там словно лыжный трамплин. Это полное безобразие. Все знают. Все видят. Я в акимате сколько говорил, но воз и ныне там. Дальше идем. Детский садик построили, аварийный. Троих посадили. А что в садике? Там трещины. Штукатурка вся падает. Я лично, ни внука, ни сына туда не отдал бы. Теперь школа, я поднимал несколько раз вопросы. Бывшему руководителю управления задавал вопросы. Ты, говорю, разберись со школой. Во-первых, тендер как проводился? Все знают. Это ни для кого не секрет. Второе, под видом оптимизации сняли деньги — это, вообще, не законно, а строители не виноваты. Они говорят, причем здесь мы. Деньги сняли и сейчас школа в аварийном состоянии. Вот такие нарушения и я скажу безобразия по городу Арыси», — депутат областного маслихата Пернебек Раимбеков долго перечислял выявленные им недостатки. «Я думаю, так не должно продолжаться. Такая же ситуация и по водопроводу, и по дороге. Миллиарды денег выделяются, а на год не хватает. Ездят по дорогам большегрузные автомашины, дороги разбивают, они не выдерживают. По идее, должна быть гарантия на пять лет. На капитальный ремонт — три года. Никто этого не вспоминает. Президент сказал, что за каждую копейку головы надо поотрывать. Сколько здесь голов надо оторвать?» — возмущался народный избранник.
Сказанным депутаты не удовлетворились, предложив создать специальную комиссию, которая бы рассмотрела обращения депутатов и проверила бы изложенные факты. Но, видимо, у народных избранников накипело — дальше были откровенные мнения о проводимых тендерах и их победителях.
«Посмотрите по году, кто из строительных компаний берет тендеры и как берет. Там и врачи берут, и милиционеры, и зоотехники. Здесь и дураку ясно, как проводятся тендер. Раньше в тендерной комиссии присутствовали представители общественности, партии, депутаты; все было гласно, открыто, телевидение приглашали, газеты. А сейчас, когда два человека решают, о чем может быть речь? И что так будет продолжаться?», — негодовал Пернебек Раимбеков.
«Никого из старых строительных компаний не осталось. Где Хлебовы, Клугманы, которые весь город построили? Сильных строителей не осталось. Их не выгодно держать. Потому что с ними невыгодно разговаривать. Новые — ни базы, ни оборудования не имеют. Где-нибудь есть офис в каком-нибудь микрорайоне, дом 5 квартира 7. Мы говорим, но никто к нам не прислушивается. Как тендеры проводятся, если строительные компании даже категории не имеют? Если в одном департаменте в течении 2-3 лет по 5 — 6 человек сменяются, что можно после этого спросить? Зоотехники сидят, ветеринары сидят, специалистов нет. Хаус какой-то здесь, конец же этому должен быть!», — присоединился к выступающему депутат Абай Комекбаев.
Отчет начальника управления бюджетного планирования и экономики об экономии бюджетных средств и расходовании денег снизил накал страстей, но не исключил вопросы. «Если у вас остался миллиард тенге на ЧС, то куда пошли деньги, которые мы перечисляли в фонд помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях?» — воспрошал все Абай Комекбаев у начальника управления экономики и бюджетного планирования. «Деньги, собранные в благотворительном фонде, пошли на те дома, которые не имели документов. С республиканского бюджета на такие строения, не имеющие документов, деньги не выделялись. Из 2 тысяч домостроений 460 не имели», — ответствовал чиновник.
Вопросом куда пошли деньги, интерес депутатов к отчету не был исчерпан. А вот хватит ли народным избранникам напора и решимости получить ответы на все прозвучавшие вопросы на постоянной комиссии можно будет узнать уже на большой сессии.