Преступления небольшой и средней тяжести, расследования дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и тяжкими травмами – все это находится в юрисдикции управления дознания ДВД ЮКО.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
О работе этого подразделения мы говорили с подполковником Бауыржаном Зиятаевым – начальником ведомства. В его подчинении находится 88 сотрудников – штат полностью укомплектован. Совсем недавно в дознание пришли молодые сотрудники – выпускники Алматинской и Карагандинской академий МВД РК. Совсем скоро они должны получить дипломы и стать полноценными дознавателями. Работы у них хватает.
«В основном мы расследуем кражи, угоны, грабежи, хулиганства, факты хранения и изготовления оружия, преступления, наказание за совершение которых предусматривается до 5 лет лишения свободы, – рассказывает начальник управления. – Также рассматриваем преступления, совершенные по неосторожности. К примеру, ДТП со смертельным исходом, в некоторых случаях санкция предусматривает наказание за него до 10 лет лишения свободы. Эта категория преступлений относится к средней тяжести».
За четыре месяца в управление дознания поступило 3808 дел (сюда же включены дорожно-транспортные преступления), по этим фактам возбуждено 2172 уголовных дела, в суд уже направлено 433 материала.
В связи с гуманизацией уголовного законодательства в управлении работают по новым правилам. «Сейчас нами делается упор на упрощенную досудебную проверку, – поделился Бауыржан Зиятаев. – Поясню, как это делается. Заявление потерпевшего регистрируется в книге учета заявлений (КУЗ), затем собираются доказательства, у сторон берутся объяснительные, потом составляется протокол обвинения, который предоставляется обвиняемому. Лицо, совершившее преступление, должно признать причиненный ущерб. В течение 10 дней (срок может быть и короче) материалы уголовного дела передаются в прокуратуру. Там они рассматриваются в течение 3 суток, а затем перенаправляются в судебные органы, которые выносят окончательное решение в кратчайшие сроки. Причем по уголовному делу, направленному по упрощенной схеме досудебной проверки, подозреваемый получит только половину максимального срока наказания, предусмотренного санкцией представляемой статьи. Таким образом искореняются формализм и бюрократия, идет борьба с коррупционными проявлениями в наших рядах».
Если раньше заявления о краже двух куриц или сковородки рассматривались месяцами, а собранные бумаги по делу кое-как помещались в увесистую папку, то сейчас все намного проще. Удобно полицейским и людям.
Дознаватели по рекомендации МВД начали работать по балльной системе. Составляются специальные рейтинги, которые лучше всего говорят о работе сотрудника. Схема только отрабатывается, пока шлифуются имеющиеся шероховатости.
«Для тех, кто возглавляет рейтинг, – пояснил Бауыржан Зиятаев, – предусмотрены поощрения. Например, занесение в резерв на назначение на вышестоящую должность, получение звания, выплата премиальных. Особо отличившихся мы отправляем на учебу для повышения квалификации».
К ПРОБЛЕМАМ ДТП
Расследование аварий со смертельным исходом и тяжкими телесными повреждениями – «территория» управления дознания. В случае, если пострадавший получил травмы средней тяжести, то материал автоматически направляется в административный суд. Это плоды гуманизации. Хотя стоило бы наказывать таких водителей более сурово, считают в управлении.
«В нашей области чаще всего смертью заканчиваются столкновения автомобилей, – делает выводы подполковник Зиятаев, – на втором месте – наезды на пешеходов. Всегда после аварий между участниками ДТП возникают споры – никто не хочет признавать себя виновным. В этом плане работа отлажена. Сейчас каждый перекресток оборудован видеокамерами центра оперативного управления ДВД, видеозаписи ведутся и камерами стационарных постов полиции – мы в обязательном порядке пользуемся этими данными. Еще один вид помощи поступает от самих участников ДТП или же от очевидцев, чьи автомобили оснащены видеорегистраторами».
Увы, но очевидцы не всегда спешат помочь следствию в установлении истины. В начале апреля на улице Байдибек би под колеса «Мерседеса» попала женщина. Спустя несколько дней она скончалась в реанимации. Водитель с места происшествия скрылся. Наезд был совершен около восьми часов вечера, момент трагедии видели несколько водителей, но никто из них не сообщил полезную информацию, хотя было несколько телевизионных обращений.
«Случаи, когда водители, совершившие ДТП, скрываются с места происшествия, очень часты, – сокрушается полицейский, – когда их ловят, они оправдываются тем, что находились в шоковом состоянии и не понимали, что делают. А потом просто боялись идти с повинной. В таких случаях помимо уголовного дела по факту ДТП водителю инкриминируется еще одна статья – «Оставление места происшествия». Впрочем, это не исключает примирения, которое также предусматривает закон».
И вот здесь возникает парадокс. Человек получил в ДТП травмы средней тяжести по вине водителя, но даже в случае примирения его все равно по решению административного суда лишают водительских прав. А если в ДТП со смертельным исходом происходит примирение сторон, то права могут остаться у водителя. Это очень значительный пробел в законодательстве. МВД сигнализировало о необходимости его устранения.
«А случаи примирения сторон в досудебном порядке очень часты, – констатирует начальник управления дознания, – навскидку скажу, что это происходит в более чем половине случаев. Мы в этом случае ничего не можем поделать. Эта процедура – конституционное право каждого гражданина».
И в завершение беседы подполковник Зиятаев обратился к жителям Южного Казахстана с просьбой: «Если вы стали свидетелем ДТП, после которого водитель скрылся с места аварии, просим: звоните нам. Сообщите номер автомобиля и его марку, все остальное мы сделаем сами. Не забывайте, что в такой трагичной ситуации может оказаться каждый человек. А преступник, совершивший это, должен нести ответственность перед законом и потерпевшей стороной».
Ринат ХАМИДУЛИН
СПРАВКА
Начальник управления дознания ДВД ЮКО – 21-43-41.
Начальник отдела дознания при УДП ДВД ЮКО – 97-64-66.