Наступил долгожданный сезон отпусков. Тысячи казахстанцев планируют в ближайшее время посетить зарубежные курорты. Естественно, для большинства очень желательно отдохнуть получше и подешевле. Специально для таких граждан бесчисленные туристические компании организуют так называемые «горящие туры», которые предполагают покупку туров за несколько дней до вылета по сниженным ценам. Однако все чаще «горящие туры» в результате оказываются совсем не дешевыми.
Для начала разберемся в том, что такое «горящие туры». Это туры, которые были куплены туристическими компаниями заранее оптом и которые они не успели распродать полностью. Чтобы не потерять свое, они готовы продать подобного рода туры по себестоимости либо с минимальной «накруткой».
Поводом для для этого материала стали участившиеся жалобы потребителей на туристические компании. Суть обмана заключается в следующем.
Компания размещает рекламную информацию о продаже туров по бросовым ценам. Естественно, это привлекает множество потенциальных клиентов. При первом посещении туристической компании ее сотрудники расписывают выгодность предложения и советуют очень поторопиться с внесением предоплаты (а лучше полной платы) и заключением договора. В стремлении не упустить желанный тур туристы быстро вносят предоплату, не вчитываясь в условия договора. Часто договора нет как такового, и в лучшем случае выдается товарный чек. Как правило, договор (если он есть) дает компании право изменять тип и маршрут перелета, а также гостиницу для размещения, от чего, конечно, будет изменяться цена. А самое главное, что расторжение договора по инициативе клиента влечет внушительные штрафные санкции.
А дальше начинается самое интересное. Сотрудник компании сообщает клиенту о том, что свободных номеров в запрашиваемой гостинице нет либо дешевые билеты на эту дату закончились, и предлагает вариант подороже. При этом у клиента фактически нет выбора – расторжение договора повлечет еще большие потери, чем доплата за изменение условий. Кроме того, к моменту сообщения ему об изменении стоимости уже потерял время и в случае разрыва договора рискует остаться без отпуска вовсе. В результате обман удается, и компании продают туры даже выше рыночной стоимости, а клиенты молча платят, поскольку не могут ничего сделать.
Главная проблема заключается в том, что сделать с этой ситуацией ничего нельзя: туристические компании действуют в правовом поле, а формальную ответственность несут их клиенты, которые подписывают заведомо невыгодный договор.
Наличие случаев обмана при продаже «горящих туров» не говорит о том, что все без исключения компании прибегают к недобросовестным уловкам для увеличения клиентской базы. Безусловно, «горящие туры» бывают в продаже, однако доля обманщиков с каждым годом увеличивается.
Что делать, чтобы избежать обмана:
1. Самое главное – обязательно требовать заключение договора и очень внимательно читать его условия. Если вы видите пункты, которые ограничивают ваши права, следует предложить вашему турагенту скорректировать их. В случае если он будет категорически возражать против изменения условий, следует всерьез задуматься о порядочности туристической компании и целесообразности сотрудничества с ними.
2. Если вы хотите сэкономить на своем путешествии, лучший способ сделать это – купить тур заранее, а не дожидаться «горящих» предложений.
3. Желательно обращаться и сотрудничать с наиболее крупными и проверенными компаниями. Вероятность обмана с их стороны существенно ниже, чем в случае сотрудничества с компаниями-однодневками.
4. Следует адекватно оценивать «халяву». Самые привлекательные предложения с большей вероятностью могут оказаться заведомо обманными, чем чуть менее привлекательные туры.
Источник: ОО «Казпотребнадзор».