Форма зла в виде благодарности. И такое определение есть у взятки. Этой скользкой теме посвящается нынешняя авторская колонка.
А давайте-ка определимся сразу: вам самим приходилось когда-нибудь давать взятки? Мне – да. Легче припомнить случаи, когда взятки давать НЕ приходилось. Потому что с ее помощью сделать дело (решить проблему) не то что бы легче, так просто надежнее и качественнее. Прежде всего имеются в виду услуги врачей. Помните заклейменное в советское время правило «Ты – мне, я – тебе», оно и сейчас в силе. Скажете, соучастница преступления? Ничего подобного! Такое снисхождение к взятке я делаю с большой оговоркой: когда выражается благодарность добровольно – за успешно проведенную операцию, лечение, роды и так далее. Что называется, от всей души!
Другое дело – коррупция. Это дело куда серьезнее, поскольку означает злоупотребление служебным положением в целях личной выгоды. Это когда сидит напротив тебя наглая чиновничья рожа и открыто намекает, что «решить вашу проблему можно, но если только…», а то просто говорит «нет», хотя ты знаешь, что «да», но при условии… Смешно вспоминать, но когда двенадцать лет назад оформляла через один банк покупку в кредит компьютера, с меня банковский клерк запросил такую кучу справок, чуть ли не от гинеколога, что хотелось бросить эту затею. Чиновничек явно ждал подношения, отката. Не дождался. А сегодня оформить подобную покупку можно за каких-то 15 минут… Здесь технический прогресс сделал свое доброе дело.
«Уголовный кодекс» для чиновников-коррупционеров переименован в «Поголовный…» .
Евгений Ханкин
Но все это мелочи частной жизни. В тиши кабинетов, за плотно закрытыми дверями вершатся дела куда как крупнее. Ежедневно на сайте Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) в разделе оперативной сводки появляются сообщения со всей республики. Нам интересны факты по Южно-Казахстанской области. Не сказать, чтобы стыдно за них, нет. Понимаю, что это выглядит цинично, но без них – уже скучно. Помните, как раньше по телевизору показывали чемпионаты по фигурному катанию: не интересно, пока кто-нибудь не упадет, так и здесь…
Вот вам последние два факта из хроники финпола. 18 мая департамент по ЮКО возбудил уголовное дело по статье «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества» УК РК в отношении гр. О., директора ТОО «Агроконцерн» со стопроцентным участием государства. Этот господин в марте 2011 года, заведомо зная, что саженцы элитного сорта яблони «Голден Делишес» не поставлены, незаконно перечислил денежные средства в ТОО «Жемiс жидек». Государству причинен ущерб на сумму 5,8 млн. тенге. Наш ущерб – мы недополучим яблоневый сад.
Второй случай: 14 мая департамент по ЮКО возбудил два уголовных дела по одному факту, одно – по статье «Пособничество в получении взятки», а второе – по статье «Получение взятки». Здесь завуч средней школы сельского округа «Достык» города Туркестана гр-ка Ж. выступила посредником между директором школы Т. и гражданкой С., взяв с нее 150 тысяч тенге за трудоустройство в школу.
На днях первый замначальника областного финпола Батырбек Отыншиев подвел своеобразный рейтинг коррупционеров юга. Первые среди них – это работники акиматов и сферы образования. С начала года против южноказахстанских чиновников возбудили 60 уголовных дел, против педагогов – 18. Далее в списке главных мздоимцев – сотрудники правоохранительных органов и работники сельского хозяйства. По данным финпола, в ЮКО в этом году чиновники уже совершили 100 коррупционных правонарушений, нанеся ущерб государству в сумме более 110 миллионов тенге, из которых более 106 миллионов уже возвращены в казну.
Что особенно неприятно – много нарушений совершено в сфере реализации госпрограмм. Батырбек Отыншиев сказал, что за четыре месяца возбуждено 31 уголовное дело по фактам хищения и растраты бюджетных средств. Список преступлений выглядит так: по программе «Ак Булак» возбуждено 10 дел (ущерб государству оценивается в 137 млн. тенге), «Агробизнес-2020» – 7 уголовных дел, «Сыбага» – четыре дела, «Западная Европа – Западный Китай» – одно дело, «С дипломом в аул» – два дела, «Занятость-2020» – четыре уголовных дела (1,5 миллиона тенге). Здорово, что и раскрываемость подобных дел улучшилась. Этот факт финполовцы объясняют тем, что граждане уже научились защищать свои права, обращаются в органы и взаимодействуют с ними. Народ устал от несправедливости и теперь помогает разоблачать коррупционеров. С недавних пор граждан, желающих рассказать о финансовом преступлении, государство стало поощрять. К слову, по количеству народных борцов со злом наша область занимает первое место. Звоните и вы по телефону доверия департамента – 144.
Одно не понятно: неужели до казнокрадов не доходит – зачем красть вообще? Жизнь – одна, и она такая короткая… Человек уходит, остаются его дела, имя, репутация. А что останется после них – особняки, дачи, купленные или построенные на ворованные деньги? Все это не впрок.
А главное – как быть с совестью, ее-то куда?
Фарида ШАРАФУТДИНОВА