«Зебры» на пешеходных переходах, стоп-линии и стрелки-указатели укладываются вручную – ни одна машина в мире не делает фигурную разметку
«Зебры» на пешеходных переходах, стоп-линии и стрелки-указатели укладываются вручную – ни одна машина в мире не делает фигурную разметку
«Зебры» на пешеходных переходах, стоп-линии и стрелки-указатели укладываются вручную – ни одна машина в мире не делает фигурную разметку

Полночь. Постепенно редеет поток автомобилей. А на трудовую вахту на улицы Шымкента выходят бригады ТОО «ДорСтрой проект». Незнакомая для горожан спецтехника располагается на проезжей части улиц, и начинается ночная работа. Спецмашина прокладывает тончайшую ось дороги, и ровной полосой серую трассу «режет» белоснежный пластик.

«Зебры» на пешеходных переходах, стоп-линии и стрелки-указатели укладываются вручную – ни одна машина в мире не делает фигурную разметку. В считанные минуты мастера шпаклюют трафареты, засыпают готовый рисунок отражающим покрытием (шаровидным стеклопеском) – и через полчаса разметка «готова к употреблению». Ночами, благодаря светоотражающему стеклянному слою, полосы разметки будут ярко светиться на дороге, а уже утром первые водители и пешеходы оценят сияющую трассу…

Шымкент – четвертый город в стране, где на улицах появилась пластиковая дорожная разметка. В этом году планируется одеть в пластик перекрестки на двадцати двух основных улицах города. «В начале года прошел тендер общей стоимостью 149 миллионов тенге, конкурс выиграла компания «ДорСтрой проект, – рассказал Куатжан Азимбаевич Жуматаев, заведующий сектором транспорта и коммуникаций отдела ЖКХ, ПТ и АД Шымкента. – Эти деньги выделены именно на разделительные полосы, разметку предупреждения и пешеходные переходы из двухкомпонентного холодного пластика. Эта технология покрытия в нашей стране относительно новая, но уже зарекомендовала себя в Алматы, Астане и Караганде. Покрытие по толщине серьезно превышает привычную нам акриловую краску – оно составляет не менее трех миллиметров. Так что в автомобиле ощутимо, если водитель на большой скорости проедет через перекресток. По техническим характеристикам двухкомпонентный холодный пластик выдерживает перепады температур от минус пятидесяти до плюс шестидесяти, так что расплавление нам не грозит. Холодный пластик считается инновационным материалом и по параметрам не уступает термопластику, сегодня покрытия двухкомпонентного пластика применяются практически во всем мире».

Двухкомпонентный пластик обладает уникальными износостойкими свойствами, поэтому его нанесение существенно сэкономит бюджетные деньги, считают специалисты коммунального хозяйства. В договоре с подрядчиком указан гарантийный срок – один год, но, как показывает практика, такие «зебры» эксплуатируются не менее трех лет.

Еще пятнадцать миллионов выделено на 20 городских улиц с меньшей загруженностью движения, там на перекрестках прокладывается акриловая разметка. Уже многие центральные дороги и перекрестки «сверкают» свежими полосами, работы на большинстве улиц завершены, хотя по графику сдача объектов должна быть осуществлена до 31 октября.

«В последнее время мы чаще используем покрытия желтого цвета на пешеходных переходах, – поясняет Куатжан Азимбаевич, – согласно международным стандартам – желтый бросается в глаза водителю, предупреждает об опасности. В Европе даже разделительные полосы на дорогах желтого цвета. Думаю, что и мы к этим стандартам в скором времени придем. На сегодняшний день все действия нашего сектора направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. Пока крупные пешеходные переходы «усиливаются» светомодулями, которые монтирует ТОО «СМЭУ Астана». Небольшие яркие фонари устанавливаются прямо в «зебру» и в бордюры до и после перекрестков. В этом году светомодули появятся на двадцати пешеходных переходах Шымкента, на их монтаж выделен 31 миллион тенге. Эти перекрестки будут видны как водителям, так и пешеходам в любое время суток».

Пополнится Шымкент и «лежачими полицейскими» – искусственными неровностями дороги. За лето их будет настелено 111 метров. «Искусственные неровности будут установлены в районах школ, медицинских учреждений, – говорит заведующий сектором транспорта и коммуникаций. – Это не наша инициатива, преграды на дорогах ставятся только по просьбе жителей или администраций учреждений. Мы совместно с управлением дорожной полиции разбираем заявки, утверждаем их и только потом закладываем необходимую сумму в бюджет. Но есть у искусственных неровностей огромный минус – зимой их «сдирают» снегоочистительные машины».

Руководитель сектора считает, что наилучшим вариантом для Шымкента будут «шумовые полосы», проложенные на опасных участках дороги. Уж очень некомфортное ощущение у водителей, которые пытаются их переехать на большой скорости! Шумовые полосы не мешают нормальному движению, не портят внешний вид дороги. А впридачу к мерам безопасности стоит приложить и повышение культуры вождения – этого качества шымкентцам очень не хватает.

Елена БОЯРШИНОВА