ПЛОТские забавы современных мужчин

513
Плот должен быть и легким, и устойчивым одновременно
Сплавляться по реке очень интересно и, как оказалось, познавательно

Кто не сплавлялся по реке, тому не понять, какое это удовольствие – тихонько плыть по течению реки, ни о чем не думать и только фотографировать да любоваться окружающей красотой! Или, напротив, бороться с течением, стараясь развернуть плот так, чтобы он не наткнулся на опору моста или его не кинуло бурным течением на валун или торчащую из глубины корягу.

…Вот только вести себя на реке надо очень осторожно. Не случайно она называется Сырдарьей («река с тайной»). Сырдарья – девушка капризная, с непростым характером, захочет – в омут затянет, захочет – корягу подсунет, а захочет – усмирит разгулявшиеся волны и притихнет на радость путешественникам. А еще река не приемлет слюнтяев и слабаков. Чтобы бороться с ее течением, нужна сила.

ПЛОТ ИЗ БАКЛАЖЕК…

Первый раз эта компания единомышленников отправилась в сплав по Сырдарье в прошлом году. Как все началось, нам рассказывает Шухрат Розакулов: «Наш идейный вдохновитель – 68-летний Мурод-ака Сайдазов рассказывал, что лет 20 назад он часто сплавлялся по реке. Когда он говорил нам о тех сплавах, у него горели глаза, он буквально молодел на глазах. Тогда мы и подумали: а почему бы и нам не рискнуть. Ведь Мурод-ака и его друзей на самый первый сплав в далеком 75-м году вдохновила картина «Верные друзья» про трех товарищей, отправившихся вниз по Волге. Поговорили с Мурод-ака. Он согласился стать нашим наставником в этом путешествии».

Компаньоны думали, на чем лучше сплавляться по реке. Ведь плот должен быть и легким, и устойчивым одновременно. И решение было найдено.

«Мы вместе с Шухратом рисовали несколько разных конструкций, но потом решение было найдено, – говорит Мурод-ака. – Наш первый плот мы собирали из… пластиковых бутылок. На один плот размером 3 на 6 метров их ушло более 2000 штук. Мы сделали заготовки из трех секций, которые потом собрали на берегу. Но по возвращении решили искать другой вариант».

… И ИЗ БОЧЕК

Второй плот было решено соорудить более устойчивым и высоким. «Тот наш плот был очень легким, но, к сожалению, низким. Очень часто его заливала вода», – рассказал еще один участник сплава Шокир Умаров.

Новое плавсредство собрали из пустых железных бочек. Конструкция получилась внушительная. И такая высокая, что пришлось притопить ее дополнительным грузом – слишком высоко над водой были борта.

«А еще на этом плоту мы поставили деревянный каркас для палатки. На него натянули брезент. Установили и столик – место будущих трапез.

…15 августа. Команда из семи друзей-товарищей приехала на берег Сырдарьи под вечер. Уже темнело, но мужчины сразу стали собирать свой плот. Погода стояла ветреная, на Сырдарье разыгрались волны. Но завтрашний старт решили не откладывать. «Мы отправились от того самого места, где идет слияние канала от Коксарайского контррегулятора и Сырдарьи. Наш первый день оказался очень непростым. Из-за ветра на Сырдарье поднялись метровые волны. Я сам таких никогда не видел. Это было что-то потрясающее, пугающее и завораживающее одновременно. Ребята, которые с нами сплавлялись впервые, не на шутку испугались. Но молодцы, виду не подали. Потом рассказывали, что подумали – зачем они ввязались в это предприятие», – улыбается Шокир.

Плот должен быть и легким, и устойчивым одновременно

КРАСОТЫ И СЛОЖНОСТИ

Сплавляться по реке очень интересно и, как оказалось, познавательно. Это направление надо развивать, говорят путешественники, хотя бы для того, чтобы понять, насколько красива наша земля, насколько она богата.

«Я по работе часто бываю за границей. Был в Китае, Таиланде, Турции… Что там заморские красоты! Вы хотя бы раз проплывите по нашей Сырдарье, посидите вечерком на ее берегу, ощутите свое полное слияние с природой, когда обостряются все органы чувств. Все звуки и запахи вы начнете воспринимать острее. А раз увидев, какая у нас красивая природа, вы поймете, что не стоит искать на земле какие-то особенные места. Лучше, чем у нас, не бывает», – рассказывает Шухрат Розакулов.

По Сырдарье эта команда путешественников сплавлялась неделю. Особых проблем в пути не было, если не считать нескольких неприятностей. «Сначала мы сильно ударились об опору моста. Плот наш повело, и мы с трудом смогли его выправить. Это было как раз в самый первый день. А потом наш плот словно встал на одном месте. Его просто кружило в водовороте. Пришлось приложить немало сил, чтобы уйти с того места. А на одном из порогов у нас сломалось весло. Оно такое прочное, массивное и тяжелое, но все-таки сломалось. Мы уже хотели было в ближайшее село идти, чтобы его как-нибудь починить, но передумали – обвязали его канатом. Так до самого конца путешествия оно нам перевязанное и служило», – вспоминает Шухрат Розакулов.

ПИР НА ВЕСЬ… ПЛОТ

Продукты путешественники взяли с собой, благо плот можно было грузить по полной. А рыбы было в изобилии. «Мы смотрели, где скопление чаек – там и делали остановку, чайки ведь рыбой питаются. Вот на них-то мы и ориентировались. И рыбалка получалась знатная. Но всегда ловили ровно столько, сколько съедим – не больше. С водой тоже проблем не было – взяли ее с запасом. А вот на пятые сутки так захотелось холодной водички попить. В речке бутылки почти не охлаждались – вода теплая была. Поэтому на одной из остановок мы договорились с рыбаками и съездили в соседний поселок. Накупили там напитков, печенья и устроили самый настоящий пир!» – смеется Шокир.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

Сплавы по реке в плане документирования – самое безобидное мероприятие. Пока на этот вид спорта у нас никаких документов и разрешений оформлять нет необходимости. Но есть несколько важных моментов, без соблюдения которых лучше не выходить в плавание.

Первое – четкое распределение обязанностей. Отправляться в путешествие с компанией, в которой каждый сам по себе, ни в коем случае нельзя. Второе – наличие опытного наставника. «Сырдарья – очень опасная река, и пускаться по ней в плавание, пусть даже на таком надежном плоту, как у нас, не имея в команде опытного в этом деле человека, нельзя. Нам повезло с Мурод-ака. Если бы не он, вряд ли наш сплав вообще состоялся», – дополняет рассказ своего шефа Шокир Умаров.

Третье – ни в коем случае нельзя нырять в Сырдарью. Даже если у вас суперустойчивый плот. Дело не в том, что его можно опрокинуть неловким движением. «Дно у Сырдарьи очень коварное. Немало ребят вот так, нырнув, погибли из-за того, что разбили себе голову или распороли живот о корягу, а их здесь, к сожалению, много», – вздыхает Мурод-ака.

Четвертое – никогда не оставляйте после себя мусор. Ни в реке (в надежде, что его унесет течением), ни на берегу. «Остатки еды – да, можно оставить. По берегам реки настоящие тугайные леса, в которых водится много разных животных. Они кормятся остатками еды. Но мусор, бутылки, осколки – для этого есть либо специальные бочки-урны, либо возите его с собой. Вы ведь приехали природой наслаждаться, а не уничтожать ее», – говорит Шухрат Розакулов.

Сплав закончился. Усталые, обросшие, но счастливые путешественники прибыли к поселку за Шаульдером. Сейчас они рассматривают фотографии и небольшие видеоролики своего веселого и опасного в определенном смысле предприятия и уже строят планы на будущий сплав.

А что, плот ждет своего часа. По Сырдарье сплавляться можно до середины октября. Погода позволяет. Может, и еще раз рискнем, улыбаются мои собеседники.