Вы не поверите, но, похоже, что наша судебная власть становится гуманнее к… животным. В конце сентября Толебийский районный суд вынес приговор жителю района, убившему сурка.
Задержали браконьера в ходе рейда природоохранников. Районный суд наказал браконьера на один год и шесть месяцев условно с конфискацией охотничьего ружья. Кроме того, Тойболов Хайрулла – так зовут этого господина – должен возместить материальный ущерб, нанесенный природе, в размере 692 тыс. 400 тенге. Откуда такой размер штрафа? Как оказалось, уж больно редкостной породы был сурок – Мензбира, он занесен в Красную книгу. Живет сурок только на хребтах Западного Тянь-Шаня, и только на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря. Отсюда и такая мера наказания.
Когда читаешь про подобное, невольно вспоминаются случаи, когда безнаказанными остаются виновные в гибели людей. То «крутого» водителя «отмазали» от наезда на пешехода, то убийца «оказался» душевнобольным и избежал наказания и так далее.
Но, предположим, правосудие свершилось, виновный (умышленно или нет) в гибели человека наказан, или транспортная компания – виновник аварии – определена и готова возместить ущерб, а какова в данном случае компенсация близким погибшего?
В случае с сурком ущерб нанесен природе, а в случае с человеком – в первую очередь, его родным. Кто определит, какова цена скорби, горя, родных погибшего?! Особенно, если учесть, что сама по себе жизнь человека бесценна. Как измерить то, что, к примеру, дети вырастут без ласки и заботы погибшего отца (матери), или родители в преклонные годы окажутся без поддержки погибшей дочери (сына), не увидят внуков от нее, которые просто не успели родиться?.. Тема ужасная, полная боли. Но она есть, более того – будет возникать все чаще и чаще.
Шымкентцам долго будет памятна авиакатастрофа самолета Chаllenger-200 авиакомпании SCAT, летевшего рейсом Кокшетау – Алматы. Она случилась 30 января 2013 года. Погиб весь экипаж и 16 пассажиров. В тот же день первый вице-премьер РК Бахытжан Сагинтаев сообщил: «Принято решение, что все акиматы, откуда были погибшие, окажут помощь в размере 1 млн. тенге на каждую семью. Со стороны авиакомпании SCAT будет выделено 3 млн. на каждую семью. Более того, дано поручение, чтобы акиматы оказали помощь по доставке и организации похорон погибших».
Это решение было продиктовано потрясением, эмоциями. Какой-то методологии в подобных вопросах, по-моему, еще нет. Но рано или поздно будет. В Интернете наткнулась на очень интересную работу российских авторов – А. Востросаблина, И. Трунова и Л. Труновой «Цена и ценность человеческой жизни», где даются экономические, законодательные и другие оценки человеческой жизни. Чистый математический расчет.
У нас же пока все больше строится на эмоциях. Читаем в сообщениях: «Семьям шахтеров, погибших на одном из разрезов в Караганде, выплатили по 10 годовых зарплат», «Семьям погибших в крушении Ми-8 выплатят компенсацию в размере нескольких годовых окладов» и так далее. За рубежом выплаты в подобных случаях на порядок выше. К примеру, в США семьи тех, кто погиб 11 сентября 2001 года, получили от 250 тысяч до 7 миллионов долларов. Дело даже не в этом. Хочется верить, что относительно крупные компенсации заставят-таки эти компании, организации, по вине которых погибли люди, усилить меры безопасности тех, кто доверил им свои жизни.
А какой будет компенсация и будет ли вообще, если гибель – единичный, не массовый случай?
«Это зависит от размера зарплаты погибшего, но это прерогатива страховых организаций, – заметил главный госинспектор труда ЮКО Бастар Ескараев. – Примерный расчет таков: если зарплата погибшего работника составляла 100000 тенге и если в его семье было три иждивенца, то вышеуказанная сумма делится на 4, включая потерпевшего. Его доля убирается (25%) и семье погибшего должны выплачиваться 75% от его зарплаты, т. е. 75000 тенге. Перерасчет будет в том случае, если в семье будут изменения в количестве иждивенцев. Дети будут получать пособие до их совершеннолетия, учащиеся в ссузе или вузе – до 23 лет, а старики – пожизненно. Если погибший был безработным, то никто ничего не получит…»
Ну как тут не вспомнить про сурка Мензбира? Похоже, многим из нас надо будет проситься в Красную книгу. Иначе родные, в случае чего, ничего за нас не получат…
Фарида ШАРАФУТДИНОВА