Сегодня в мире насчитывается более 150 млн. инвалидов с детства. В Южно-Казахстанской области около 100 тысяч инвалидов, из них детей-инвалидов до 18 лет – более 15 тысяч. В последнее время складывается впечатление, что количество детей-инвалидов растет. Так ли это на самом деле и с чем это связано, мы поговорили с главным специалистом ОМСЭ № 3 г. Шымкента (Енбекшинский район) Паридой Кожабаевой.
Действительно, такое впечатление может сложиться. И на то есть свои причины – в нашем регионе самый высокий уровень рождаемости, многодетности, распространенности близкородственных браков, высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний у родителей, социально-средовое ухудшение экологической обстановки, социальное неблагополучие семей.
Понятие инвалидности различается у взрослых и детей. Если инвалидность у взрослых – это снижение или утрата трудоспособности вследствие заболевания и травм, то у детей – это нарушение развития и роста, ограничение познавательной и игровой деятельности, препятствующие воспитанию и обучению, приобретению навыков.
В развитых странах мира дети-инвалиды именуются как «особенные дети», что более гуманно по отношению к ним.
Одной из основных причин детской инвалидности и смертности остаются наследственные заболевания и врожденные пороки развития, каждый третий ребенок у нас (33 %) из числа первично признанных инвалидами. Согласно приказу Минздрава РК, новорожденные свыше 500 граммов и срока 22 недель считаются живорожденными. Из них в возрасте до 1 года умирают около 30 %, оставшиеся в живых в большинстве случаев являются умственно или физически неполноценными и потенциальными инвалидами.
И все же нами достигнуты успехи в лечении врожденных пороков развития. К нам обращаются дети после проведенных операций на головном и спинном мозге, сердце и сосудах. Согласно нашему основному документу – «Правилам проведения медико-социальной экспертизы» (от 20.07.2005 года с изменениями и дополнениями от 27.12.2010 года) – инвалидность устанавливается после проведения всех лечебно-реабилитационных мероприятий. Сам факт операции, как один из методов лечения, не является критерием для установления инвалидности, а учитываются его осложнения.
Отдельная тема – дети от 16 до 18 лет. Именно в эти годы необходимо проводить профессиональную ориентацию ребенка-инвалида. С 2005 года введены отдельная категория «ребенок-инвалид» до 16 лет, а для возраста от 16 до 18 лет существуют категории «ребенок-инвалид-первая группа», «ребенок-инвалид-вторая группа», «ребенок-инвалид-третья группа». По ЮКО детей данной категории около двух тысяч.
Одновременно с установлением инвалидности специалисты МСЭ разрабатывают индивидуальную программу реабилитации инвалида. Для детей-инвалидов она также имеет свои особенности. Продолжение лечения и реабилитации детей в санаторно-курортных учреждениях почти невозможно – в ЮКО нет специализированных детских санаториев.
Социальная реабилитация включает в себя такие меры, как обеспечение протезно- ортопедическими изделиями, сурдо-тифлотехникой, средствами передвижения, гигиеническими средствами, оказание специальных социальных услуг.
Профессиональная реабилитация детей подразумевает обучение. Сегодня детей-инвалидов обучают и воспитывают как на дому по основной и индивидуальной программе, так и в специальных коррекционных организациях – в 16 кабинетах психолого- педагогической коррекции, специализированных интернатах, вспомогательных школах, в коррекционных классах и по инклюзивному обучению.
В ЮКО сохранился единственный в Казахстане специальный профессиональный лицей для детей-инвалидов в городе Кентау, где обучаются профессиям бухгалтера, закройщика, швеи, программиста. Также в областном реабилитационном центре дети-инвалиды с 16-летнего возраста проходят курсы медицинской и профессиональной реабилитации.
Очевидно, что для более кардинального, ощутимого решения проблем детской инвалидности необходимо принятие соответствующих госпрограмм, открытие специализированных педиатрических отделов медико-социальной экспертизы по ЮКО. Это позволит проводить более качественную и квалифицированную экспертизу детей, оказывать им все меры социальной защиты.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА