Проблема школьного образования одна из самых актуальных для жителей Южно-Казахстанской области. Всего за несколько дней в редакцию поступили десятки вопросов от зрителей: почему сейчас стало так много специализированных школ для одаренных детей? чем они отличаются от обычных учебных заведений? есть ли в наше время потребность делить школьников на одаренных и простых? На примере двух спецшкол постараемся объяснить разницу.
Учебные заведения с физико-математическим или химико-биологическим уклонами, специализированные интернаты, школы «Дарын». Выбирай, что хочешь! Для современных учеников, кажется, созданы все условия. Ничего не надо — только учись. Вот только все не так просто. Попасть в список школьников с громким названием «одаренные» может не каждый. Разница между школой обычной и специализированной есть. И большая.
Мы отправились в казахско-турецкий лицей для девочек. Попали на урок математики: обычный класс, простые парты и знакомые задачи. Вот только решают их ученицы на английском языке. Впрочем, царицу наук здесь преподают на трех языках: казахском, английском и русском. Дополнительно в лицее обучают и турецкому языку. То есть к окончанию 11 класса школьники становятся настоящими полиглотами. Это главное отличие учебного заведения от обычной школы.
Не секрет, что победителями различных конкурсов чаще всего становятся воспитанники спецшкол. В казахско-турецком лицее признаются: упор они и вправду делают на подготовку к предметным олимпиадам. В лицее учатся и живут 231 ученица. В каждом классе по 25 человек. Это самое оптимальное количество. Ведь объяснить им урок намного легче, чем 40 детям, как это иногда бывает в простых школах. Впрочем, в казахско-турецком есть и свои минусы. За питание учеников частично платят их родители — а это 20% от его стоимости — 6150 тенге. А также дополнительные учебники и единую форму для школьников покупают тоже они. Учебники по английскому и турецкому языкам одному ученику обойдутся примерно в 10-15 тысяч тенге.
Следующим пунктом стала школа №8. Теперь она гордо носит звание специализированной гимназии для одаренных детей. Своему статусу учебное заведение соответствует. Здесь также предметы преподают на трех языках. Когда школа переходила на трехъязычное обучение, учителям в срочном порядке пришлось получать дополнительное образование.
«Я сама раньше была учительницей английского языка. Семь лет назад решила получить второе образование и поступила на биологический факультет. Сейчас я преподаю биологию на английском языке. Конечно, сначала было трудно, но все получилось. Моему примеру последовали и мои коллеги», — рассказывает школьный преподаватель.
В восьмой школе-гимназии большое внимание уделяется командному духу учеников. Задания они выполняют в группах. Этот метод раскрывает способности детей и исключает появление отстающих учеников. В гимназии есть также кружки для творческих натур и даже будущих бизнесменов. Директор специализированной школы-гимназии для одаренных детей №8 Шолпан Бейсенбаева рассказала, что учебное заведение — «дорогое удовольствие» для области. По словам руководителя, на обеспечение восьмой гимназии из бюджета выделяется почти в полтора раза больше средств, чем на обычную школу. К слову, единая форма и дополнительные учебники здесь тоже за счет родителей школьников.
За владение английским языком преподавателям доплачивают. Поэтому в специализированных школах зарплата учителей бывает выше. Но и требования к ним тоже высокие. Облоно очень строго следит за результатами ЕНТ. Например, средний балл учеников лицеев и гимназий должен быть намного выше, чем в обычных школах.
Серик Ауесханов, заместитель руководителя управления образования ЮКО: «В этом году мы ставим непростую задачу перед специализированными школами для одаренных детей. Их ученики на ЕНТ должны набрать в среднем 100 баллов. А в других учебных заведениях средний балл на национальном тестировании 80-90 баллов».
Ближе к концу учебного года в лицеях, гимназиях и школах «Дарын» начнутся вступительные экзамены. Бояться их не стоит, успокаивают педагоги. Абитуриентам надо лишь осилить обычную школьную программу. В казахско-турецкий лицей, например, учеников принимают с седьмого класса. По блату поступить в престижную школу не получится. Экзамены строго контролируют соотвествующие органы. В целом в области работают 18 специализированных школ. Семь из них находятся в Шымкенте.