Один день из жизни шымкентского водоканала

683
Хамза Хабибулаевич Хакимов и Николай Остапович Кадной пришли поздравить Наталью Валентиновну Мельникову, главного специалиста отдела по работе с населением, с днем рождения
Анарбек Орман
Анарбек Орман

Утро в шымкентском городском водоканале начинается задолго до начала очередного рабочего дня. Еще нет восьми, а в конференц-зале уже вовсю кипит планерка. Руководители отделов отчитываются о проделанной работе, тут же в компьютер заносятся предложения и замечания, новые планы и сроки проведения мероприятий. На огромном экране высвечивается вся текучка – такое вот интерактивное совещание…

То, что руководители с утра на планерке, не значит, что коридоры предприятия пустуют – уже ждут приема первые посетители, специалисты включают автоматизированные системы наблюдения и контроля за действием водопроводных сетей, загорается лампочками оборудование, ремонтные бригады собираются на выезд…

«А вы думаете, что люди работают с 9:00 до 18:00? – отвечает на мое удивление Анарбек Онгарович Орман, руководитель ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг». – Вовсе нет. Мы никого не контролируем! Нет уравниловки. Если в советское время главным было отсидеть на рабочем месте положенные восемь часов, то сегодня главное – дело. Рынок диктует свои условия – каждый труд должен быть оплачен соответственно. Поэтому и на нашем предприятии зарплата складывается из пользы, принесенной каждым работником. Выполнил человек 100% запланированного объема – получает 100% заработной платы, сделал 70% – столько же и получит. А для выполнения плана совсем не обязательно сидеть сиднем на стуле положенное время. Есть и поощрения: за рационализаторские предложения, за новые идеи, способы сокращения расходов, предложения новых технологий. Любые инновации приветствуются. Я вот своим работникам говорю: «Если где-то за рубежом внедряются новинки – вперед, оформляйте командировку и езжайте, смотрите, может, и для нас польза будет. В Америку – так в Америку, в европейские страны, в Китай – куда угодно, главное, чтобы польза была от командировки…» Мы – частная компания. Это у государственных предприятий кошелек есть в виде бюджета, плохо им станет, деньги выделят. У нас не так, наша «крыша» – это наш труд, только от него и идет подпитка…»

Водоканал – то редкое предприятие, где на протяжении нескольких десятков лет сохраняется костяк специалистов-профессионалов. Говорят, что сегодняшних «асов» сплотило как раз-таки безденежье девяностых годов и неравнодушие к собственному делу. После развала Союза городской водоканал – единственная коммунальная контора, ни на минуту не прекратившая оказание своих услуг населению. Не было всего: газа, света и тепла, а вода была. Ту пору даже руководитель вспоминает с грустной улыбкой. «1998-1999 годы были самыми тяжелыми, – рассказывает Анарбек Онгарович. – Потребители за воду не платили, просто нечем было. И в счет оплаты за услуги водоснабжения хлебозавод нам хлеб поставлял, а химфарм, например, спиртом расплачивался. У меня зарплата была пять тысяч тенге, у начальников отделов – четыре тысячи, рядовые работники три тысячи получали. Я как-то коллектив собрал и сказал, что платить пока нечем, надо фонд заработной платы сокращать. Выбор был у каждого, но никто не ушел, все остались. Осталось и глубокое уважение ко всему коллективу. По сей день все служебные отношения строятся на уважении».

Хамза Хабибулаевич Хакимов и Николай Остапович Кадной пришли поздравить Наталью Валентиновну Мельникову, главного специалиста отдела по работе с населением, с днем рождения
Хамза Хабибулаевич Хакимов и Николай Остапович Кадной пришли поздравить Наталью Валентиновну Мельникову, главного специалиста отдела по работе с населением, с днем рождения

Десять лет понадобилось коллективу водоканала, чтобы установить приборы учета всем абонентам. От Советского Союза предприятию досталось пять водозаборов пропускной способностью 500000 кубометров в сутки. И этого количества воды на город катастрофически не хватало. Сегодня водоканал обслуживает почти миллион человек – полностью шымкентских жителей, Сайрам и Сайрамский район. А потребление воды сократилось до 120-140 тысяч кубометров в сутки. И все благодаря счетчикам, новым трубам и насосным установкам.

«Вспомните, как народ возмущался, как не хотели приборы учета ставить! – вспоминает главный мираб Шымкента. – А еще у нас же люди склонны к «новаторству» – быстро смикитили, как счетчики останавливать, начали магниты продавать… Сейчас уже смеются, потому как поняли, что платят вполне реальные деньги за потребленную воду, привыкли экономить. Когда-то в городе четыре канала были переполнены: частный сектор поливался так, что вода реками по улицам текла, старые трубы давали внутреннюю утечку. Счетчики поставили, трубы заменили – все, каналы высохли. И воду стали расходовать экономно, и дома перестало подтапливать».

Дать воду горожанам для полива палисадников – в первоочередных планах у Анарбека Ормана. Вода эта будет очень дешевой, но возможность ее получения будет доступна шымкентцам только после строительства мини-очистных сооружений. «Строительство запланировано у нас на ближайшие два года, – комментирует новшество Анарбек Онгарович, – Использованная вода будет проходить все ступени очистки и после того подаваться для полива зеленых насаждений города. Думаю, что это нововведение существенно упростит содержание приусадебных участков и палисадников даже во дворах многоэтажек. Но все же главная задача на сегодняшний день – это строительство гидроэлектростанции. Мы собираемся собственное оборудование обеспечить своей электроэнергией!»

В отдельных кабинетах установлена ГИС – система, позволяющая вести своеобразную «историю болезни» каждого метра водопроводных труб. Произошел порыв: установили причину, отремонтировали, все сведения обязательно заносятся в базу данных. И когда решается вопрос замены участков городских труб – «история болезни» играет главную роль. Вместе с ГИС-системой внедрено и дистанционное снятие показаний приборов учета. Пока «дистанционка» работает только на предприятиях и в организациях, но руководитель водоканала уверен: еще пару лет – и охват интернет-контролерами составит 100% абонентов.

Сами же потребители практически ежедневно приходят в абонентский отдел со словами благодарности за отличную работу. Какие еще коммунальщики могут похвастаться таким количеством благодарных клиентов?

Хамза Хабибулаевич Хакимов, ветеран чимкентского авиаотряда, и Николай Остапович Кадной, бывший главный инженер шымкентской птицефабрики, в водоканале частые гости. Пенсионеры не пропускают ни одной праздничной даты сотрудников любимого предприятия. Вот и в этот раз ветераны пришли поздравить Наталью Валентиновну Мельникову (на фото), главного специалиста отдела по работе с населением, с днем рождения. Работа с абонентами поставлена в водоканале на высшем уровне – активные домкомы получают скидки на услуги водоснабжения, предусмотрены льготы для некоторых категорий граждан, поэтому и жители Шымкента не остаются в стороне.

Час беседы с руководителем пролетает незаметно, Анарбек Онгарович может рассказывать о любимом предприятии бесконечно – это его жизнь. Так же как жизнь многих его сотрудников.

Сегодня в ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» работает и молодежь. К ее обучению водоканальцы относятся более чем серьезно – молодые люди приходят сразу после институтов, и задача профессионалов – воспитать, переучить и вырастить из них высококлассных специалистов.

Елена БОЯРШИНОВА

Реклама