Плетусь я как-то после очередного рабочего дня домой. Сказать «иду» язык не поворачивается, потому как мои движения мало напоминали летящую походку грациозной дамы. Тело не слушается. Денек выдался тот еще… На работе «запарка за запаркой», впрочем, для пишущей братии это вполне нормальный рабочий процесс, если бы не одно НО – эта бешеная жара. Она просто убивает. И вот наконец-то трудовой день закончился. Все, домой!..
По дороге в магазине купила холодный айран. Думаю себе, приду, выпью холодный напиток, приму душ, растянусь на диване – вот он, Рай! Но один компонент из этой «райской линейки» выпал! И как раз купленный мною айран. Я еще не успела толком прокрутить крышечку, как она прямо из-под рук, как пробка от шампанского, вылетела в потолок, расплескав содержимое по помещению. Напилась… Настроение окончательно испорчено. Ну что теперь? Возвращаться в магазин желания не было. Но чувство обиды не покидало и победило мою лень. Пошла! После долгих споров продавец принял назад остатки того, что было в упаковке. И деньги вернул. Но так бывает далеко не всегда. И в первую очередь потому, что мы, потребители, лишний раз не хотим связываться и тратить свое время, тем самым давая возможность нечистоплотным реализаторам травить нас. Да, собственно, это касается не только продуктов питания.
Два года назад в Казахстане по поручению президента страны была создана новая структура – Агентство по защите прав потребителей. И в каждой области был организован соответствующий департамент. В Южно-Казахстанской области его возглавил Ергали Даулетбекович Билисбеков. РАБАТ задал ему ряд вопросов, которые наверняка заинтересуют всех вас.
– Ергали Даулетбекович, в чем заключается работа вашего департамента?
– Все, что касается здоровья наших граждан, касается и нашей работы. В первую очередь это защита прав потребителей. Во-вторых, санитарно-эпидемиологический надзор. Также мы следим за соблюдением технического регламента и за пищевой безопасностью на стадии реализации.
– С какой проблемой чаще всего сталкиваетесь?
– Как ни печально, это правовая безграмотность нашего населения. Есть закон, в котором четко прописаны все права граждан, но мы их не знаем и пользоваться не умеем. И основной своей задачей департамент считает научить людей пользоваться ими. Порядок – прежде всего. Приобретая тот или иной товар, покупатель должен внимательно изучить этикетку, посмотреть на дату производства и после покупки сохранить чек – это документ. Если что-то настораживает, потребовать сертификат. В конце концов, за своим здоровьем человек прежде всего должен следить сам и отвечать за него сам.
– Насколько действенен и применим Закон «О защите прав потребителей РК»?
– Практика показала, что в действующем законе есть слабые места. Например, отсутствуют четкие механизмы восстановления нарушенных прав потребителей. И поэтому сегодня уже создана новая модель защиты прав граждан. В частности, предлагается детализировать порядок возврата, замены, устранения недостатков, ответственность продавцов и исполнителей, сроки удовлетворения и последствия. Кроме того, в новом законе будут детально расписаны полномочия государственных органов по обеспечению защиты прав потребителей. Также предусматривается реформирование санитарно-эпидемиологического контроля и надзора. По официальным данным, действующая система санэпиднадзора, основанная на плановых проверках, не позволяет точно оценить ситуацию на объектах контроля. Поэтому планируется выработать новые подходы к проведению проверок. А не представляющие эпидемиологическую опасность объекты и вовсе проверяться не будут. Плановые проверки будут проводиться только в отношении объектов высокой и средней эпидемиологической значимости. Объекты же незначительного риска переходят на уведомительный характер.
– Казахстан запретил временно ввоз и продажу балтийских шпрот. С чем это связано?
– Да, с 12 июня 2014 года введены временные санитарные меры по ограничению ввоза и реализации на территории Республики Казахстан продукции, а это рыбные консервы производства Латвийской Республики, в частности, шпроты. Казахстанские санитарные врачи обнаружили в популярных балтийских шпротах опасные химикаты, которые могут привести к целому ряду тяжелых заболеваний.
– Что с этой продукцией будет дальше? Пока она еще реализуется в наших магазинах.
– Дело в том, что государством объявлен мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. В связи с этим мы не можем сейчас изымать продукцию. Но всем реализаторам направлен соответствующий предупредительный документ. И мы рассчитываем на ответственность как покупателей, так и реализаторов. Государство предупредило всех об опасности. И если люди не станут покупать, то продавцы вынуждены будут сдать этот товар обратно. Как известно, именно спрос рождает предложение.
– Проверка бахчевых в мини-лабораториях, установленных на рынках города, показала наличие нитратов и других вредных веществ в бахчевых. Как должны действовать покупатели?
– Сначала хочу отметить, что установленные мини-лаборатории приучат наших граждан заботиться о своем здоровье и проверять купленные продукты. Нам ведь не все равно, ЧТО мы едим и как это потом отразится на нашем здоровье. Теперь о бахчевых. Если проверка показала превышение допустимой нормы, то смело возвращайте продукты. И это касается не только арбузов и дынь, а любых продуктов. Продавец обязан принять их. Более того, теперь ответственность за качество товаров несет не только реализатор, но и руководство рынка. О чем последние уже оповещены.
– Ергали Даулетбекович, что бы вы пожелали нашим читателям?
– Прежде всего, конечно, здоровья! А хорошее здоровье зависит от нас самих. И еще, умейте пользоваться своими правами.
– Спасибо за интересную беседу!
Татьяна БУРДЕЛЬ