Что говорят шымкентцы о городских автобусах

158
В городе насчитывается 217 тысяч транспортных средств, из них всего 1500 приходится на общественный транспорт
В городе насчитывается 217 тысяч транспортных средств, из них всего 1500 приходится на общественный транспорт
В городе насчитывается 217 тысяч транспортных средств, из них всего 1500 приходится на общественный транспорт

Андрей-патриот: «Вообще у нас в Шымкенте полный беспредел с общественным транспортом. Автобусы все разбитые, грязные, садишься в автобус и думаешь, что он развалится. Накупили дешевой китайщины. Алматинским автобусам мы можем только завидовать, приятно ездить там. За родной же город стыдно. А еще считаемся третьим городом страны. Только вот транспорт у нас на последнем месте».

Это только один из комментариев, которые читатели оставили на нашем сайте после выхода в газете «РАБАТ» небольшой заметки «Дышите глубже» о том, как пассажирский транспорт душит выхлопными газами город. Чуть позже я приведу еще комментарии и предложения от наших читателей. Причем прошу заметить, что все эти люди не остаются равнодушными к тому, что происходит в нашем городе. Они здесь живут и хотят видеть любимый Шымкент чистым и красивым во всех отношениях. И за это им отдельное спасибо!

Пока же вернемся к первому комменту. Мы действительно можем только позавидовать алматинскому общественному транспорту. Чтобы очистить воздух от вредных примесей, власти постепенно переводят пассажирский парк на компримированный газ (сжатый природный газ, используемый в качестве моторного топлива вместо бензина, дизельного топлива и пропана – ред.). Причем в городе наряду с частными уже колесят по дорогам и муниципальные автобусы. Аким Алматы Ахметжан Есимов обратился к перевозчикам и напомнил, что работать спустя рукава здесь не получится, сообщает сайт Kn.kz.

«Алматинцы уже почувствовали, что в городе наводится порядок в общественном транспорте. Новые автобусы, комфортабельные, удобные, водители все, как летчики-космонавты. Одеты как положено: фуражка, галстук», – отметил Ахметжан Есимов.

Про троллейбусы я вообще промолчу. Об этом транспорте, как выяснилось, нашему Шымкенту остается теперь только мечтать. Хоть и говорят, что мечтать непременно надо, потому что мечты имеют свойство сбываться. Но, извините, огорчим вас, только не в нашем случае. Как объяснил нам заведующий сектором автомобильных дорог Наурыз Болысбекович Сугиралиев, много лет назад ликвидированный троллейбусный парк вновь возродить не представляется возможным. Город изменился, и, по словам специалистов, запустить этот экологичный транспорт по шымкентским дорогам теперь нет возможности. Впрочем, так же, как и троллейбусы, канули в Лету и мечты о трамвае, который хотели запустить на базе детской железной дороги. Продлив рельсы от Кайнар-Булака до центра города. Но за недостаточностью средств проект так и повис в воздухе. А потом и вовсе приказал долго жить.

Что же касается перевода транспорта на более экологичное топливо – газ, то в этом направлении власти ведут работу. Уже подписано соглашение с опять же частной компанией, которая занимается установкой заправочных станций. Позже появится и сам автопарк, рассчитанный на сто автобусов. Но что такое 100 автобусов на почти миллионный город? Капля в море! А что делать с теми, которые выезжают на маршруты и продолжают «плевать» выхлопами в лицо горожанам?

Берик: «Ездят по городу эти доходяги и дымят посильнее, чем паровоз. Транспортникам и тарифы несколько раз повышали, чтобы они избавились от этих НЕБЕЗОПАСНЫХ АВТОБУСОВ, так нет, все-таки соврали, лишь бы тариф поднять. Скоро взрываться будем на ходу…»

Контроль за транспортным средством должны осуществлять сами компании и не выпускать в рейс автобусы без технического и санитарного осмотра
Контроль за транспортным средством должны осуществлять сами компании и не выпускать в рейс автобусы без технического и санитарного осмотра

И вот здесь самое время вспомнить всем, как в Шымкенте во время рейсов не так давно загорелись два автобуса. Можно только поблагодарить Господа, что никто не погиб! Но, по-видимому, это не тот гром, при котором, как в той поговорке, надо перекреститься.

По информации того же Наурыза Сугиралиева, в городе насчитывается 217 тысяч транспортных средств, из них всего 1500 приходится на общественный транспорт, из них в рейсы ежедневно выходит 1154. В общем объеме городских машин это вроде бы и немного, если бы не одно «но» – дело в том, что горожане, у которых нет личного транспорта, пользуются именно общественным. Причем бесплатно нас (а я говорю нас, потому как сама каждый день передвигаюсь по городу на автобусе) никто не возит, так сказать, на общественных началах, из благотворительных побуждений. Все мы оплачиваем проезд, а значит, вправе рассчитывать на безопасное передвижение и культурное обслуживание.
А вот и очередные отклики с сайта на эти происшествия.

Aidar: «В Шымкенте люди в воде не тонут, в автобусах не горят».

Николай: «Пора создавать государственную транспортную компанию. Все это частничество к хорошему не привело. Обслуживания – ноль. Отсюда и возгорание. К тому же работают они, сколько захотят. Уходят с маршрута около восьми вечера. Акимат навести порядок не желает».

А на самом деле, что предпринимают со своей стороны городские власти? «Дело в том, что с 2011 года поменялся закон, и мы теперь не имеем права на проверки. К тому же объявлен мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Что мы можем? – сетует г-н Сугиралиев. – Мы, конечно, выходим в рейды с административной полицией. Составляем списки нарушителей. Контроль за транспортным средством должны осуществлять сами компании и не выпускать в рейс автобусы без технического и санитарного осмотра». Однако стоит отметить, что меры властями все же предпринимаются: так, с девятью компаниями-перевозчиками договоры были расторгнуты. В точно таком же положении находятся и санитарные контролирующие органы. Мораторий! Только вот внутри компании проверки, возможно, и проводятся (кто их теперь проверит?), однако, судя по откликам горожан и количеству извергающих чад автобусов, они проводятся не совсем добросовестно. Я, например, простояв на остановке всего 15 минут, насчитала таких 7.

Что еще беспокоит наших пассажиров? Читаем…

Дмитрий: «Еще бы запретить автобусы со скрипящими тормозами. Скрипящие тормоза – это нервы пассажиров. Попробуйте прокатиться на таком автобусе с полчаса, когда на каждом светофоре и остановке слушаешь отвратительный скрежет».

Это тоже к теме «регулярных» техосмотров. Хороший хозяин, дорожащий своим транспортом, вряд ли доведет «железного коня» до такого состояния, потому что понимает: неполадки в двигателе (а именно из-за этого происходит выброс выхлопных газов) могут повлечь за собой более серьезные проблемы. Можно сослаться еще и на некачественный бензин. Однако, опять же, у добросовестных перевозчиков почему-то и двигатели в норме, и бензин качественный. Или им, как в советское время, по великому блату его заливают? Ночью, тайно, чтобы никто не видел! Конечно, нельзя поголовно обвинить все компании в некачественном обслуживании. Есть те, кто к своей работе относится ответственно.

Статья, которая вызвала отклик у горожан, заканчивалась так: «Экологи постоянно твердят о том, что основная часть вредных выбросов в воздух приходится именно на выхлопные газы от автомобилей. Работают экопосты. Сотрудники дорожно-транспортной полиции тоже должны за этим следить. Что касается пассажирского транспорта, то эта ответственность ложится на руководство компаний-перевозчиков. Однако почему-то автобусов-«душителей» меньше не становится. Они по-прежнему колесят по своим маршрутам. Главное ведь что – собрать как можно больше прибыли! А люди… Так им не привыкать. Не жалуются же, молчат – значит, все устраивает!»

И вот что по этому поводу предлагают предпринять наши читатели.

Георгий: «Интересная была бы акция, если б, например, редакция «Отырара» принимала бы записи с видеорегистраторов автомобилистов с наиболее «интересными» нарушениями законов (в том числе и такие чадящие автобусы), а потом бы крутила этот ролик в эфире. А чтобы меньше было «юридически грамотно недовольных», это можно обставить как лотерею с мелкими призами от телекомпании, где победитель, естественно, запечатленный на видео субъект или объект».

Асия: «Такие акции нужно проводить на все нарушения – и на выбрасывающих мусор из дорогих авто (да и не только дорогих) прямо на проезжую часть дорог, и на паркующих свой транспорт во дворах домов на детских площадках и т.д. Наш город стал бы намного чище, люди научились бы наконец уважать труд убирающих этот город».

Честное слово, добавить к вышесказанному нечего. И неужели для того, чтобы люди могли дышать свежим воздухом, ездить в комфортабельных автобусах, а власть наконец-то обратила на работу транспорта внимание, надо обязательно устроить сбор подписей? И что еще такого из ряда вон выходящего должно случиться, чтобы компании-перевозчики начали относиться к своим пассажирам не только как к средству по добыче денег? Мы еще со школьной скамьи знаем, что в условиях здоровой рыночной конкуренции предприниматели борются за своих клиентов посредством качественного сервиса. Но, видимо, сферу шымкентских пассажирских перевозок сей экономический постулат обошел стороной. И этот рынок болен – кашляет наравне со своими автобусами…

Татьяна БУРДЕЛЬ

Реклама