Как гласит народная мудрость, цены на спиртное повышаются, чтобы люди меньше пили, а цены на услуги ЖКХ, видимо, чтобы люди меньше жили.
Коммунистическая Народная партия Казахстана, одна из немногих политических сил страны, которая пытается бороться с данным негативным явлением. Общественные слушания и митинги, направленные против повышения тарифов, консультации в общественных приемных партии и обращения к Правительству страны – все эти меры направлены на защиту казахстанских потребителей.
Следует отметить, что представители фракции «Народные коммунисты» в Парламенте так же открыто и целенаправленно выступают против повышения цен на коммунальные услуги. Причем, коммунисты не только критикуют действующую власть, и указывают на ее ошибки, но и предлагают свои методы решения проблем.
ЗАМОРОЗИТЬ НЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, А ЦЕНУ
Именно лидер парламентской фракции КНПК, коммунист Владислав КОСАРЕВ, выдвинул идею наложения моратория на рост коммунальных тарифов в нашей стране на ближайшие несколько лет.
Мажилисмен констатировал, что зарплаты, пенсии и пособия увеличиваются в десятки раз, а вот расходы за свет тепло и воду – в сотни и тысячи. При этом, наша рыночная экономика, все чаще становится более похожей на простую, базарную. Услугодатель делает все, чтобы не только заставить потребителя платить по завышенной цене, но и возместить за его счет все тепло- и энерго- потери. Казахстанцы вынуждены отстаивать свою правду в судах, что получается далеко не всегда.
— В Усть-Каменогорске потребителям выставлялись счета за тепловую энергию без учета потерь в сетях, — сообщил Косарев. — Тепловики присвоили огромные средства и только после суда каждой семье вернули от 2 до 3,5 тысяч тенге.
Объяснение здесь простое – энергопотери просто… выгодны предприятиям. Чем больше ресурсов потрачено, тем выше прибыль. А что ресурсы уходят на отопление атмосферы или водоснабжение почвы, это, как правило, никого не волнует.
— Энергетики на повышении тарифов получают колоссальные средства, — утверждает мажилисмен. — Но на развитие материальной базы направляется лишь незначительная их часть. Остальные средства беззастенчиво используются по личному усмотрению операторов. В нашей стране укоренилась практика, когда стоимость передачи электроэнергии во много раз выше, чем ее производство. К этому приводят многочисленные передающие предприятия, созданные исключительно для наживы.
По словам коммуниста, государство старательно умывает руки. Причем, похоже даже, что не свои. В данном случае, это невидимые руки рынка и руки, надо сказать весьма, загребущие.
Так в свое время инженерные коммуникации, бывшие некогда государственной собственностью, повсеместно, без конкурсов и тендеров, оказались переданы в управления частным структурам. Предполагалось, что новые хозяева будут лучше прежних. Увы, прогноз не подтвердился – износ сетей растет, а хозяйственный частник более озабочен вопросом, как бы они принесли побольше прибыли, до того, как окончательно развалятся.
Впрочем, как показывает практика, делать деньги здесь можно на всем. Так максимально экономичная система прямых поставок топлива оказалась для нынешних услугодателей крайне невыгодной. Теперь все закупки проходят через сеть предприятий-«дочек», «внучек» и «правнучек», нередко сидящих «всеми коленами» в одном офисе.
— Эта ситуация давно известна даже обывателям, — констатирует Косарев. — Об этом народ говорит всегда и везде. Но госорганы, включая фискальные, умышленно ничего не замечают. Необоснованные поборы с населения стали модным явлением и не находит осуждения в органах власти. А у народа порождает недоверие к правящим структурам и чувство протеста по поводу иных руководящих установок. На этом фоне, пробудить гражданский патриотизм становится непросто.
Не смотря на то, что реального отклика в Правительстве предложение моратория пока не нашло, депутат считает, что это оптимальное решение и намерен всячески добиваться его исполнения.
ПЛАТИ ЗА ВСЕ, ПЛАТИ ЗА ВСЕХ!
Сторонником заморозки цен является и коммунист Жамбыл АХМЕТБЕКОВ. По его словам, высокие тарифы коммунальных услуг стали в нашем обществе наряду с безработицей одним из источников бедности. Именно коммунальные услуги становятся главной, а порой и неподъемной статьей расходов семейного бюджета казахстанцев. Особенно трудно приходится социально-незащищенным семьям – инвалидам, пенсионерам, многодетным, бюджетникам.
— Сегодня всех нас, независимо от социального положения, уровня доходов, идейно-политических пристрастий волнует и беспокоит одна общая проблема – постоянный рост тарифов на коммунальные услуги, — отмечает мажилисмен. — Причина кроется в жилищно-коммунальной реформе, проведенной властью без учета жизненных интересов большинства населения и передачи важнейших отраслей коммунального сектора в частные руки. Это привело к тому, что местные монополисты при попустительстве и бездействии властей стали разорительно-вспомогательными структурами по извлечению сверхприбыли за наш счет.
Как отмечает народный избранник, на жалобы потребителей и требования о принятии действенных мер, руководители госорганов, не желают разбираться, направляют ответы-отписки. Лидирует здесь предложение обратиться в суд. То есть нашего гражданина, практически юридически-беззащитного, отправляют воевать с энергокомпанией, имеющей целый штат подготовленных юристов.
— Потребители, не чувствуя никакой поддержки со стороны исполнительной власти и маслихатов и не имея юридических знаний, становятся заложниками поставщиков коммунальных услуг, — отмечает Ахметбеков. — Добросовестные потребители оплачивают все, что значится в счетах, не только за себя, но и за нерадивых сограждан.
Впрочем, порой нашим потребителям вообще выписывают счета неизвестно за что. Депутат наглядно доказал это.
Так в минувшем сезоне потребителей практически не информировали ни по тарифам, ни по нормам потребления, которые планировалось предъявлять в отопительный период с октября 2013 по апрель 2014 года, при наличии или отсутствии приборов учета тепловой энергии. Никто не признал ошибочность введения предельных дифференцированных тарифов на тепловую энергию с приборами учета и без приборов учета.
— Согласно Закону «О естественных монополиях» потребители обязаны иметь приборы учета, но приобретение и их установка являются обязанностью монополиста, — констатировал мажилисмен. — Так в чем же вина потребителя? Из-за таких незаконных действий пострадали самые незащищенные слои населения, поскольку разница в оплате составила от 200 до 300 процентов за отопление. Без учета приборов учета плата за отопление составила – 6709 тенге, с прибором учета – 1916 тенге. На каком основании был установлен разный тариф на подогрев воды? Разница в оплате за подогрев воды при наличии у потребителей индивидуальных приборов учета ГВС также существенная и составляет более 60 процентов, что крайне возмущает потребителей. Где же логика?
С водоснабжением ситуация не намного лучше. Так значительные потери воды происходят в магистральных сетях, как старых, так и вновь введенных, но почему-то норму расхода, установленную СНИП-ом, заменили величиной потребления, ограничив потребление предельными дифференцированными тарифами.
— Законно ли ограничивать снижение санитарно-гигиенических потребностей человека в воде, сократив норму расхода воды в сутки с 250 до 100 литров? – вопрошал мажилисмен.
В системе газоснабжения, где утечки не проходят бесследно, никакой почвы для махинаций возникнуть, вроде бы, не должно. Однако нет.
— Идет коллективный, спланированный поставщиками газа и государственными органами обман потребителей газа, рассчитанный на неграмотность потребителя в этих вопросах, — считает Ахметбеков. — Кто дал добро на взимание платы с потребителей не установивших приборы учета газа по нормам потребления – 6,1 кг., превышающим утвержденную СНиП-ом – 4,8 кг. газа на человека в месяц? Ждем ответа на поставленный вопрос. Разъяснений нет, данных по замерам и завесам нет, недоверие потребителей не только к коммерческим структурам, но и к исполнительной власти и маслихатам усиливается.
Сославшись на резолюцию участников организованного коммунистами митинга «За достойный уровень жизни!» депутат так же заявил о необходимости введения моратория на рост цен за ЖКХ.
ЧУВСТВО ДОЛГА. И ОЧЕНЬ ДОЛГО!
По мнению депутата Мажилиса от КНПК Турсунбека ОМУРЗАКОВА показатель роста цен на коммунальные услуги вообще самый стабильный в нашей экономике. И – вечнорастущий. Параллельно с ним растут и долги казахстанцев перед услугодателями. Здесь цифры тоже такие высокие, что хоть гордись.
По данным статистики, озвученным мажилисменом, сумма долгов казахстанских потребителей сейчас упорно и настойчиво стремится к 6 миллиардам тенге.
— Наибольшую долю в этой сумме составляют долги населения, — констатирует коммунист. — Наличие значительной задолженности и отсутствие эффективных механизмов для ее взыскания приводят к потере интереса частных инвесторов к отечественной сфере ЖКХ, что, как следствие, препятствует полноценному развитию отрасли.
По мнению депутата, к злостным неплательщикам можно отнести 10-15 процентов граждан страны, причем это далеко не самые малообеспеченные люди. Не пенсионеры и не бюджетники, которые, по возможности, напротив, исправно оплачивают счета, а достаточно платежеспособные граждане. Как следствие, добросовестные плательщики коммунальных счетов компенсируют долги недобросовестных за счет повышения цены.
— При этом, постоянный рост тарифов на коммунальные услуги приводит к повышению доли расходов на услуги ЖКХ в общих расходах населения, — считает народный избранник. — К примеру, на сегодняшний день значительная часть населения не в состоянии ежемесячно выделять на коммунальные счета 8-10 тысяч тенге из своего бюджета.
По данным ОО «Казпотребнадзор», средняя стоимость оплаты за коммунальные услуги в зимний период составляет 47 процентов от уровня минимальной зарплаты и минимальной пенсии, 34 процентов от пособия для инвалидов первой группы. По логике, такие цифры должны были выбить дно у казахстанской потребительской корзины. В реальности – их просто туда не закладывают. Тот факт, что в итоге получается, что казахстанцы, это такие аморфные создания, которые не моются, не греются, не ходят в туалет и пр. чиновников проводивших эти расчеты, совершенно не смущает.
— Большинство граждан не имеют представления о существовании государственной жилищной помощи малообеспеченным семьям в виде компенсации затрат за коммунальные услуги, — отмечает так же Омурзаков. — Хотелось бы также указать на наличие несовершенства системы учета потребления энергоресурсов. Часто, выставляемые счета для оплаты имеют значительный численный разрыв с теми показаниями, которые потребитель рассчитывает сам.
То есть, как мы уже говорили, мало того, что казахстанцы вынуждены оплачивать потребленные энергоресурсы по завышенным ценам, коммунальные организации вдобавок стараются сделать так, чтобы потребители оплачивали все расходы, включая утечки и энергопотери. Платить лишнее граждане, конечно, не хотят, вступают в затяжные тяжбы, которые опять-таки оборачиваются длительными неплатежами.
— Решение проблем задолженности за коммунальные услуги нужно искать, прежде всего, в причинах ее возникновения, — считает Омурзаков, — путем ограничения необоснованного роста тарифов, адекватного учета коммунальных услуг в минимальной потребительской корзине, построения прозрачной и понятной для населения системы учета коммунальными предприятиями потребляемых коммунальных услуг.
То есть, стоит ограничивать необоснованный рост тарифов, вести адекватный учет коммунальных услуг при расчете минимальной потребительской корзины, и наконец-то создать прозрачную и понятную для населения систему учета, при которой можно было бы видеть, кто сколько потребил и за что платит. И ситуация нормализуется.
Борьбы с должниками это не отменяет, особенно со злостными неплательщиками, имеющими возможность, но нежелающими оплачивать коммунальные счета. Но подход к взысканию долгов, по мнению Омурзакова, должен быть дифференцированным. Более жесткие меры в отношении злостных неплательщиков, имеющих возможность, но не имеющих желания платить за коммунальные услуги. И более мягкие, к тем, кто не смог оплачивать по причине многодетности, безработицы или инвалидности.
Сейчас, учитывая грядущие выборы, многие политические партии «вспомнили» о населении. Неудивительно, ведь народу вот-вот предстоит стать электоратом. Тематика коммунальных тарифов вдруг вновь стала очень актуальной. Судорожно организовываются «круглые столы», проводятся мероприятия в поддержку потребителей…. И это все вместо четкой и слаженной политики, направленной на защиту интересов народа, которую на постоянной основе реализует Коммунистическая Народная Партия Казахстана.
Автор: Арман АРЫСТАНОВ, фото автора.