Даже не полгода, а всего-то чуть больше пяти месяцев осталось до очень значимой для нашего народа даты – 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне. Наш медиахолдинг, куда входят газеты «РАБАТ», «Онтустик РАБАТ», телеканал «Отырар TV» и сайт Оtyrar.KZ, объявляет о проведении акции, посвященной юбилею Победы.
Что это значит? Какова цель акции? Прежде всего мы хотим сообща – вместе с вами, воздать должное всем труженикам тыла. На сегодняшний день мы выяснили, что в ЮКО уже есть памятник, восславляющий усилия тех, кто ковал Победу в тылу – это обелиск Боевой и Трудовой Славы. На минувшее празднование 9 Мая в Шымкенте было организовано шествие «Бессмертного полка» – в колонну с портретами фронтовиков встали их родные – дети, внуки, правнуки. Мы шли единым строем. Шествие колонны возглавил аким ЮКО Аскар Мырзахметов…
В год 70-летия Победы мы хотели, чтобы рядом с колонной «Бессмертного полка» прошла такая же колонна тружеников тыла. Победа ковалась в тылу. Заслуги тех, кто на полях, заводах, фабриках, в мастерских и госпиталях делал все возможное, а зачастую и невозможное для приближения часа Победы, не менее значимы для ратного подвига бойцов, сражавшихся со зримым врагом. Наш многонациональный народ с честью выдержал то тяжелейшее испытание. Голод и холод, крайнюю нужду и другие невзгоды фронтовики и труженики тыла разделили поровну. Они выстояли и победили сильнейшего врага только потому, что твердо верили в правоту своей борьбы – «Наше дело правое – Победа будет за нами!»
Для нас та Победа – не только духовная ценность, капитал, но и особый нравственный ориентир. До сих пор жив и будет жить своеобразный тест-контроль той поры: «С тобой бы я в разведку не пошел…».
Мы ощущаем и хотим ощущать себя наследниками того «братства фронтового» и тылового. И ни при каких условиях не допустим искажения исторической правды о той войне – ни о ее трагическом начале, ни о ее победном завершении. Сегодня с Великой Победой в «самостийных» странах обходятся по-разному. Это их выбор – сознательный или навязанный. Не нам их судить. Но мы свою Победу не дадим на поругание.
В октябре 2014 года, выступая на заседании глав государств СНГ, наш президент Нурсултан Назарбаев заявил о том, что мы должны на достойном уровне провести юбилей Победы. Напоминаем, год 2015-й объявлен Годом ветеранов.
ДЕТИ ВОЙНЫ
Фраза о детях и подростках, собиравших в годы войны колоски на полях, стала чуть ли не хрестоматийной. На днях мне довелось лично познакомиться с одним из таких людей.
Шамшинур Молдашбаева – коренная жительница Шымкента. Все летние месяцы с детства она проводила у родных в Султан Рабате – в селе, расположенном между Ленгером и Чимкентом. Не стали исключением и годы войны. Тетя Шамшинур – Зухра Исмаилова, работала в этом селе директором школы имени Кызыл Аскер. «После основного сбора урожая нас, детей, запускали на поле. Нам раздавали небольшие торбочки, в которых помещалось не более полутора килограммов, и мы шли собирать масак – колоски зерна, – вспоминает Шамшинур Молдашбаева. – Нам это было не в тягость. Дети рассеивались по всему полю как горох, мы даже соревнования устраивали – каждый старался собрать как можно больше зерна. Понимаете, рук рабочих в войну очень не хватало, поэтому в колхозах даже детской подмоге были рады. Помню, как привозили снопики нежных саженцев риса, и нам, стоявшим босиком в прохладной горной воде, приходилось их высаживать, укоренять в землю. Возле реки Бадам взрослые разбивали рисовые чеки, а мы в них сажали эти ростки. Работали на огородах». Из Чимкента в Султан Рабат девочка добиралась на поезде, за… два с половиной часа. Возле этого села тепловоз всегда чуть-чуть сбавлял ход, и вот тогда она успевала спрыгнуть на землю…
В Чимкенте семья Молдашбаевых жила во флигеле 8-й школы. Перед войной отца Шамшинур – Абдулбаке, работавшего заведующим ленгерским районо, перевели на повышение в Чимкент. Отца не призвали в армию из-за его болезни – туберкулеза. Он прожил-то всего два года после войны… Флигель с ними делила семья эвакуированной в Чимкент учительницы биологии Анны Гейбер. Жили дружно, но в ужасной тесноте, без всяких удобств, еду готовили на примусе. Представляете, обычная питьевая вода в войну в Чимкенте была в дефиците и платная! Посередине проспекта Коммунистического (теперь это проспект Тауке хана) была единственная водонапорная колонка. Вода была платная. Разливала воду и собирала оплату за нее вдова Федора Клокова – бойца, участвовавшего в подавлении Созакского восстания. Таким высоким было доверие к этой женщине. Деньги за воду сдавались в кассу города. Шамшинур дружила с ее внучкой – Галей Спиновой. Вместе с ней они бегали в соседний магазин отоваривать хлебные карточки, бывало, теряли их…
Дома на карте отмечались места, откуда приходили письма от дядей Шамшинур, папиных братьев – штурмана военного бомбардировщика Абдусадыка и пехотинца Абдукадыра. Сражался на Ленинградском фронте еще один дядя – Онгар Ералиев. А дядя из Туркестана Амзе Абдухаимов был в охране первых лиц участников Потсдамской конференции в 1945 году! Все дяди, кроме одного – погибшего во время берлинской операции Турсынбая Абдухаимова, вернулись с фронта живыми и невредимыми.
Известие об окончании войны Шамшинур и ее родные услышали из репродуктора, размещенного во дворе школы. Услышали и замерли, не веря, что войне конец. «Победа! Победа!» – словно очнувшись, стали кричать вокруг.
Сегодня заслуженный педагог, отличник профтехобразования Казахстана Шамшинур-апай хранит в сердце память о тех годах и желает, чтобы ее дети, внуки и правнуки никогда не узнали, что такое война.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА