«Наша самая большая боль – дети, которые получают травмы из-за родительского недогляда. Вы не представляете, как это тяжело – смотреть в глаза ребенка, который еще вчера бегал, играл, а сегодня лежит весь обваренный… Да, мы сделали, все, чтобы облегчить боль, но этот взгляд, полный страдания… Мы не должны терять таких детей», – в голосе заместителя главного врача больницы Нагимы Мухаметжановой слышна искренняя боль. Так началось мое знакомство с работой ОДБ – областной детской больницы.
Заблудиться в длинных коридорах этой больницы несложно. Новичку без провожатого не обойтись. Я уже примеряла на себя роль героя Семена Фарады из фильма «Чародеи». Думала, буду так же с тоской бродить по зданию и взывать: «Люди-и-и-и-и!». Но Нагима Койшибаевна предупредила девочку, сидевшую на рецепшене, что она сегодня побудет моим гидом.
С марта 2011 года ОДБ «прописана» в новом здании в микрорайоне «Нурсат». Четыре года назад она была рассчитана на 415 коек. Но с сентября 2014 (за счет присоединения к ней трех отделений – офтальмологии (30 коек), кардиохирургии (12 коек) и эндокринологии (20 коек) в стационаре 427 мест. Кроме того, есть отделение реанимации на 12 коек, 6 – неонатальной (новорожденных) реанимации и 3 – кардиохирургической реанимации.
Мы сидим в уютном, наполненном цветами кабинете замглавврача. В воздухе витает легкий аромат. Возможно, всему «виной» головокружительной красоты орхидея. Нагима Койшибаевна рассказывает о больнице, диктофон исправно все записывает, а я ловлю себя на мысли, что встретить человека, который на своем месте, в наше время, к сожалению, редкость.
«Вы познакомитесь сейчас с руководителями наших отделений, нашего учебного центра и поликлиники. И сразу увидите, что каждый человек занимает свою должность не случайно. Это талант Ануарбека Абдибековича (Маймаков, главный врач ОДБ, – авт.) – рассмотреть способности каждого сотрудника», – как бы угадывает мою мысль замглавврача.
ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТЕХНИКИ
От талантов и краткой истории больницы переходим к итогам года. «У нас очень хорошие показатели. Благодаря современным технологиям снизилась больничная летальность. Стали применяться малоинвазивные (эндоскопические – авт.) операции. А многие виды операций проводим в дневном стационаре: больному не обязательно круглосуточно находиться в больнице, – рассказывает Нагима Мухаметжанова. – Техника в больнице самая передовая. В прошлом году приобрели компьютерный томограф, который дает возможность разглядеть мозг пациента в формате 3D. А какие у нас УЗИ-аппараты – просто мечта! Есть у нас и свой ангиограф. С его помощью наши кардиохирурги выполняют так называемые эндоваскулярные операции – внутрисосудистые, без разрезов на коже.
С 2009 года наша больница является региональным центром неонатальной хирургии. Здесь проводятся хирургические коррекции новорожденным с пороками развития. Если в 2013 году было проведено 180 операций, то в 2014 – 225. Выживаемость после таких операций составляет 82,4 % (в 2013 – 78,5 %). К нам привозят детей не только со всей области, но и из соседних регионов – Кызылорды и Тараза».
Многие операции, которые раньше проводились только в республиканских центрах, сегодня делаются на базе детской больницы.
В ПЕДИАТРИИ НЕТ СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ
Но главное достоинство ОДБ – лучшие в своей области профессионалы. Они постоянно повышают свою квалификацию. На базе больницы проводятся мастер-классы ученых с мировыми именами, а собственные специалисты ездят на обучение за границу.
В педиатрии ведь нет случайных людей. Сюда приходят только те, кто по-настоящему любит детей, чувствует их боль. Только представьте: перед вами малыш, которому несколько дней от роду. И врач должен по состоянию ребенка, по поведению матери понять, что идет не так. Тут не только врачом, но и психологом и, если хотите, социологом надо быть.
Несколько лет назад стала свидетелем одной сцены. В приемном покое больницы врач отчитывал мамашу, которая глотала слезы. «Да какая ты мать! Семечек ей, бл… захотелось! А о ребенке ты подумала? На всю жизнь теперь тебе эти семечки запомнятся…» – выговаривал доктор женщине. Оказалось, «ползунок» слопал несколько семян прямо в кожуре. Та история счастливо закончилась еще в приемном покое. Малышу промыли желудок, и семечки вышли естественным образом. Мамаша, продолжая рыдать, благодарила врача. А он только краснел и говорил: «Ты хоть следи за пацаном, коль родила».
Тогда меня возмутило его поведение: как он так кричит на женщину, да еще и непечатными выражениями! Пообщавшись с Нагимой Койшибаевной, я стала понимать того врача.
«Наша самая главная боль связана с тем, что из-за недогляда родителей дети падают в кипящие котлы или проглатывают то, чего не должны. Сколько инородных тел мы извлекаем каждый день! То части от конструктора, то бусы, семечки, арахис. А мамы порой даже предположить не могут, что могло случиться с ребенком. Я всегда говорю: поймите, ребенку не важно, какую игрушку ты купил, сколько она стоит – 100 долларов или 100 тенге. Главное – чтобы она была безопасна. Но родители об этом редко задумываются», – вздыхает Нагима Койшибаевна.
«Это безалаберность родительская», – говорю я.
«Мы обычно говорим – недогляд, – объясняет Нагима Койшибаевна. – Не думаю, что мама, снимая с огня чашку с вареньем и ставя ее на пол, не понимает, что в эту чашку может упасть ее ребенок… Я понимаю, когда с пневмонией, с простудой ребенок попадает в больницу, но в результате несчастных случаев… не понимаю».
Еще одна проблема, с которой сталкиваются врачи – анемичные дети. «А ведь есть масса профилактических мер, позволяющих не допустить у ребенка развития железодефицитной анемии (ЖДА), которая не дает нормально усваивать учебный материал, приводит к быстрой утомляемости, – говорит замглавврача. – Маме во время беременности необходимо полноценно питаться. А начиная с шести месяцев – вводить прикорм. В рационе грудничка обязательно должно быть мясо, но не пюре, которое продается в баночках. Например, варите мясо, добавьте в суп маш или фасоль (но не солите – до трех лет ребенку нельзя давать соль и сахар). Затем возьмите, сколько нужно будет ребенку, подавите вилкой бобовые и мясо разомните. Надо, чтобы сосочки на языке ребенка приучались к этому вкусу. Кроме того, малышу надо давать именно густую, энергетически богатую пищу, а не пустой бульон. Почему сейчас многие мамы жалуются, что их дети плохо едят или не любят мясо? Да потому, что их к этому не приучали».
ПОМОГУТ ВСЕМ
Дорога к отделению офтальмологии невольно вызывает улыбку. На лестничном пролете и далее по коридору тебя встречают герои мультсериала «Маша и Медведь». Галерея, ведущая ко входу в отделение, – одно большое панно со сказочными деревьями, цветами и мультяшками.
«Ребенка в больнице должны встречать не мрачные белые стены, не тети и дяди в белых халатах, от вида которых уже становится страшно, а те, кого он знает и любит. Согласитесь, Маша и Медведь подходят лучше всего. Ведь ребенок не испытывает страха, не готовится к боли, связанной с теми или иными процедурами, а радуется, увидев старых знакомцев», – поясняет Нагима Койшибаевна.
Переезду в ОДБ детские офтальмологи обрадовались, потому что появилась возможность делать уникальные операции, говорит завотделением офтальмологии Галина Ивановна Сидорова: «Раньше у нас не было службы анестезиологов. И мы были вынуждены отправлять своих пациентов на операции в республиканские центры. Здесь же работают прекрасные анестезиологи. И теперь мы можем оперировать сами. Кроме того, у нас есть возможность определить проблемы со зрением у детей, рожденных с маленьким весом (от одного до двух килограммов). Если не сделать этого как можно раньше, у ребенка может наступить слепота. Кроме того, значительно вырос уровень хирургической помощи при врожденной катаракте. Здесь есть все необходимое для того, чтобы проводить операции на самом высоком уровне. И важно, что сейчас больные своевременно получают консультативную помощь смежных специалистов».
Этот новый год для офтальмологов области стал очень тяжелым. Возможно, это связано с некачественными фейерверками, сетуют врачи. «Двадцать обратившихся за помощью мы отправили на амбулаторное лечение, 9 детей пришлось госпитализировать», – говорит Галина Ивановна Сидорова.
ПОЛИКЛИНИКА
В коридоре поликлиники многолюдно. Но нет стервозности, которую можно встретить в любой другой поликлинике. Работа четко организована, и огромных очередей у закрытых кабинетов не наблюдается. Нет и мамаш с остервенением доказывающих, что «вас тут вообще не стояло!».
В поликлинике ведут прием врачи более двадцати специальностей: хирург, отоларинголог, невролог, аллерголог, онколог, гастроэнтеролог, кардиоревматолог, травмотолог-ортопед, офтальмолог, уролог, нейрохирург, челюстно-лицевой хирург, гематолог, пульмонолог, эндокринолог, кардиохирург, сурдолог, логопед, нефролог, ангиохирург, неонатолог.
Попасть на прием к специалистам можно только при наличии направления от вашего участкового педиатра. Нуждается ребенок в госпитализации или нет, решает врач во время осмотра. «Сейчас принято ругать портал, люди говорят, что это неудобно. На самом деле это не так. Если ребенка нужно положить в больницу, врач открывает портал, смотрит, когда освобождается место в нужном отделении и вносит данные пациента на тот самый день. При постановке в очередь учитывается не только день, но и час и минуты обращения. Есть второй вариант госпитализации – в экстренном случае. Естественно, ребенка положат в больницу сразу», – говорит Нагима Койшибаевна.
В составе поликлиники с 2010 года открыт сурдологический центр, в котором оказывается специализированная консультативно-диагностическая помощь пациентам с нарушениями слуха. Здесь можно диагностировать различные формы поражения слуховой системы и симптомов с ее стороны при нарушениях в структурах головного мозга. Ежегодно в центре обследуются более 2000 пациентов с различной патологией слуховой системы (хронические гнойные отиты, заболевания улитки, проводящих путей слуховых нервов, врожденная глухота, глухонемота), а также редкие формы поражения слуха (отосклероз, тимпаносклероз, экссудативный и адгезивный отит, центральные перфорации и травматические поражения барабанной перепонки и цепи слуховых косточек).
ДЛЯ СПРАВКИ: В 2014 году в поликлинике было дано 63000 консультаций, оказано 86613 консультативно-диагностических услуг.
МЕДИКОВ УЧАТ
Отдельная гордость ОДБ – центр международных технологий, где любой врач, любая медсестра могут пройти обучение и совершенствовать свои навыки. Глядя на руководителя центра Баян Намановну Бабаеву, понимаешь: идея его открытия ею, что называется, выстрадана. «Понимаете, я ведь окончила вуз в советское время. У нас была прекрасная медицина. Но… мы учились работать на живых людях. Я же считаю, что человека, у которого навыки оказания помощи не отработаны как у пилота – до автоматизма, допускать к больному нельзя ни в коем случае», – говорит Баян Намановна.
В центре учат интегрированной оценке состояния ребенка, когда важно не только здоровье, но и условия, в которых находится больной, возможности обеспечить его полноценным питанием.
У каждого медработника есть возможность самостоятельного дополнительного обучения. Достаточно подключить дома или на рабочем месте диск – и все уроки у тебя, что называется, под рукой. Работы у центра на самом деле немало. Взять хотя бы участие в разработке медстандартов. Так, 16 января был принят республиканский стандарт оказания педиатрической помощи.
Но главное, что каждого отучившегося в центре кураторы, что называется, «ведут» – выезжают на место его работы и проверяют, применяет ли он на практике полученные знания.
ДЛЯ СПРАВКИ: Отделение кардиохирургии открыто в ЮКО 18 марта 2011 года. С сентября 2014-го переведено в ОДБ. В год проводят порядка 250 операций.
К сожалению, в одной статье невозможно рассказать обо всех отделениях ОДБ. А хочется выделить хотя бы пару строк для тех, кто спасает самое главное, что у нас есть, – жизни наших детей.
Саида ТУРСУМЕТОВА