Мурат Абенов: «Лучшего экзамена мы не придумаем, но форму его надо менять»

245
Мурат Абенов, дважды депутат Мажилиса Парламента РК
Мурат Абенов, председатель АО "Национальный центр повышения квалификации "Орлеу"", дважды депутат Мажилиса Парламента РК

В гостях у медиахолдинга «Отырар» побывал экс-вице-министр образования, ныне председатель АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», дважды депутат Мажилиса Парламента РК Мурат Абенов.

Интересный человек, компетентный во многих вопросах. Ведь с 1992 года Мурат Абдуламитович был руководителем аппарата акима Кызылординской области, заместителем акима, депутатом Мажилиса парламента РК 4-го и 5-го созывов. С 2012 года, став вице-министром образования и науки РК, Мурат Абенов начал вплотную заниматься вопросами образования в республике.

Главным был вопрос, касающийся непосредственно образования. Причем очень животрепещущий. О ЕНТ — не пришла ли пора его трансформировать? Ведь люди разделились на два лагеря. И недовольных больше.

«Помните время, когда сдавали простые экзамены. Чтобы поступить в вуз после окончания школы, надо было приехать в город, кому-то даже за сотни километров. Процветало взяточничество, для поступления нужен был «блат» (помните еще такое слово? — прим. автора). Мало кому из аулов или даже районных центров удавалось это сделать, ведь у родителей не было денег иногда даже на дорогу. Конечно, не будем говорить, что все было однозначно так, но в большинстве случаев это было, — отметил Мурат Абенов. — Сейчас, благодаря этой системе, мы выровняли ситуацию. Во-первых, не нужно никуда ехать: школьный экзамен засчитывается как вступительный в вуз. Второе, что немаловажно, у всех появились равные возможности.

Когда мы начинали внедрять ЕНТ, ситуация в образовании (отсутствие финансирования) не позволяла нам ставить дополнительные требования. То есть проверять у школьников не только их возможность запоминать, но и способность мыслить. За последнее время общество изменилось, и ЕНТ свою функцию выполняет не очень эффективно, где-то на 30%. Поэтому я один из тех, кто предлагает реформы».

Мурат Абенов, дважды депутат Мажилиса Парламента РК
Мурат Абенов, председатель АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу»», дважды депутат Мажилиса Парламента РК

Будучи вице-министром, Мурат Абдуламитович говорил о том, что ЕНТ в том виде, в котором оно находится сейчас, оставлять нельзя. Его надо менять. Почему?

В современном обществе человек, обладающий только способностью хорошо запоминать, не сможет быть конкурентоспособным. Мир настолько разнообразен и сложен, настолько быстро все меняется, что востребованным становится тот, кто может мыслить сам. «Тот, кто вовремя может найти необходимую информацию и сумеет приложить ее к данной ситуации, а может быть, даже сам «создать» новые знания, — уверен Мурат Абенов.

Лучшего экзамена мы не придумаем, но форму его надо менять, точнее — трансформировать. Нынешний формат этого экзамена позволяет оценивает только то, насколько человек может запоминать информацию, — ответил на вопрос руководитель центра «Орлеу». — Здесь необязательно уметь грамотно говорить, мыслить логически. Здесь важно только одно — хорошо запоминать информацию».

Мурат Абдуламитович утверждает, что ЕНТ сегодня — это экзамен, который отбирает только по одной способности — запоминать. Сегодня важно уметь качественно излагать свою мысль, самому синтезировать знания, анализировать, находить ошибки, искать пути их решения: «ЕНТ должно стать практикоориентированным. Человек запомнил формулу, но ведь надо суметь ее применить в жизни, а, возможно, еще и вспомнить несколько формул, чтобы выйти к решению данной задачи».

Планируется, что ЕНТ должно состоять из двух частей. Первая проверит умение запоминать, вторая — логически мыслить и применять знания на практике.

«Государственная программа развития образования предусматривает изменение формата ЕНТ, — продолжает Мурат Абенов. — Даже больше скажу. Это мы должны были реализовать к 2015 году. В нынешнем году мы планировали перейти на двухэтапное тестирование. Часть экзамена — это общие предметы, как сейчас. Часть экзамена должна была стать профильной. Это уже будет зависеть от того, на какую специальность хочешь поступить. Сегодня создалась абсурдная ситуация: человек, сдав один экзамен, например, химию или биологию, может пойти учиться на врача, ветеринара, биотехнолога, учителя (а потом станет работать). Разбега у нас практически не остается. Как можно определить по одному предмету, будет ли человек хорошим врачом? Вот у нас и получаются не совсем хорошие, например, врачи».

В том, что пока не получилось, виновато и общество в том числе, считает Мурат Абдуламитович. Скажете, что проще всего власти снять с себя ответственность, обвинив во всем народ? Сначала лучше послушайте его доводы.

«Общество хочет одновременно получить два блага. С одной стороны, родители желают, чтобы их ребенок, не напрягаясь, сдал экзамен. Они со слезами на глазах утверждают, что дети мучаются, не могут сдать экзамен, и просят их пожалеть: «Это же наши дети!». А с другой — общество, будучи заказчиком, хочет, чтобы были грамотные врачи, учителя, водители, энергетики, атомщики.
Получается нестыковка. С одной стороны, мы требуем (когда человек уже пришел в профессию), чтобы к знаниям предъявлялись жесткие требования, они оценивались максимально глубоко и объективно, — объясняет председатель «Орлеу». — И тут же, с другой стороны, просим ослабить эти требования (когда дело касается ЕНТ). И получается, что само общество не дает проводить эти реформы. Как только начинаешь требовать знания, то есть пытаешься ужесточить контроль, люди начинают требовать мягкости и снисходительности.

Стоп. Давайте определимся. Нам нужно спокойствие психологическое просто при оценке знаний школьников или же мы хотим, чтобы у нас и наших детей было отличное образование, хорошая медицина, безопасное передвижение на машинах и т.д.?

Общество само не может определиться и начинает вводить в заблуждение госорганы. Нужна огромная воля, чтобы «продавить» эти реформы, не стоять на месте. Сейчас торможение этого процесса — перехода на двухуровневый формат — происходит из-за негативного отношения. Из ЕНТ создали страшилку, которой пугают детей. И что самое опасное, часть ее — от родителей.

Во всем мире сейчас развито то, что мы называем неформальным образованием. Человек сам может выучиться и стать грамотным журналистом, успешным политиком, хорошим фотографом, не учась в учебном заведении, точнее, не получая то самое высшее образование, к которому стремятся у нас. Выучиться самому, а потом пойти сдать экзамен и получить диплом, квалификацию. Мы же, к сожалению, зациклены на формальном образовании, которое обязательно требует наличие диплома.
Чтобы быть успешным — нужно высшее образование. Так думаем мы. И даем своим детям ложную установку: надо закончить школу, поступить в вуз. Именно в окончании вуза и получении диплома о высшем образовании мы видим залог успешности ребенка. Это огромная ошибка. Потому что получается, что большее количество безработных — это люди, обладающие дипломом о высшем образовании».

Почему, спросите вы? У Мурата Абенова есть  ответ и на этот вопрос: «Родители ставят задачу перед ребенком — обязательно сдать ЕНТ. Если этого не происходит, ребенка мучает совесть — я не поступил в вуз, значит, я не выполнил программу минимум моих родителей. Ответьте? А почему бы родителям не сказать своему ребенку: «Не поступишь — ничего. Не думай, что вуз — это главная цель твой жизни. Выучишься в колледже»».

Задумайтесь, 85 % рабочих мест — это места для выпускников колледжей. И лишь 15% — для выпускников вузов.

«Подавая заявление, многие, что называется, толкаются в одной очереди, не понимая, что, например, у нас уже есть не одна специальность — информатик, а их 10, тех, которые мы можем выбрать в сфере информатики. Родители же, зная только одну, ломятся в эту дверь. Хотя остальные 9 стоят открытыми и там абсолютно свободно. Родители сами создают ажиотаж, а потом винят в этом государство.

Ежегодно появляются новые профессии. Те, кто сегодня учится в первом классе, к окончанию школы будут знакомиться с новыми и, кстати, неизвестными их родителям профессиями.
Ответьте мне на вопрос? — обращается ко всем родителям Мурат Абенов. — Почему сейчас много безработной молодежи с дипломами? Вот вам ответ: 78% (!) молодых людей с дипломами сказали, что выбрали профессию, потому что им так сказали родители. Вот вам и трагедия. Родители своими стереотипами давят на детей и заставляют их выбирать то, чего дети не хотят. Возможно, они сами никогда бы не выбрали это».

40% детей в этом году не пошли на ЕНТ. Почему бы им не уйти еще после 9 класса? И не пойти в колледж получать профессию? А ведь на каждого ребенка государство тратило 300000 в год. Получается, зря?

Основная воспитательная роль лежит именно на родителях. Проблема в сфере образования в том, что общество само еще не созрело, чтобы что-то менять. А ведь именно оно должно подталкивать государство делать правильные реформы.

Скажете, что, как всегда, человек из власти выгораживает эту самую власть и снимает с себя всякую ответственность? Думаю, что доводы, которые привел Мурат Абдуламитович, говорят сами за себя. Ну как с ними не согласиться?

Реклама