В гостях у медиахолдинга «Отырар» побывал экс-вице-министр образования, ныне председатель АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», дважды депутат Мажилиса Парламента РК Мурат Абенов.
Интересный человек, компетентный во многих вопросах. Ведь с 1992 года Мурат Абдуламитович был руководителем аппарата акима Кызылординской области, заместителем акима, депутатом Мажилиса парламента РК 4-го и 5-го созывов. С 2012 года, став вице-министром образования и науки РК, Мурат Абенов начал вплотную заниматься вопросами образования в республике.
Главным был вопрос, касающийся непосредственно образования. Причем очень животрепещущий. О ЕНТ — не пришла ли пора его трансформировать? Ведь люди разделились на два лагеря. И недовольных больше.
«Помните время, когда сдавали простые экзамены. Чтобы поступить в вуз после окончания школы, надо было приехать в город, кому-то даже за сотни километров. Процветало взяточничество, для поступления нужен был «блат» (помните еще такое слово? — прим. автора). Мало кому из аулов или даже районных центров удавалось это сделать, ведь у родителей не было денег иногда даже на дорогу. Конечно, не будем говорить, что все было однозначно так, но в большинстве случаев это было, — отметил Мурат Абенов. — Сейчас, благодаря этой системе, мы выровняли ситуацию. Во-первых, не нужно никуда ехать: школьный экзамен засчитывается как вступительный в вуз. Второе, что немаловажно, у всех появились равные возможности.
Когда мы начинали внедрять ЕНТ, ситуация в образовании (отсутствие финансирования) не позволяла нам ставить дополнительные требования. То есть проверять у школьников не только их возможность запоминать, но и способность мыслить. За последнее время общество изменилось, и ЕНТ свою функцию выполняет не очень эффективно, где-то на 30%. Поэтому я один из тех, кто предлагает реформы».
Будучи вице-министром, Мурат Абдуламитович говорил о том, что ЕНТ в том виде, в котором оно находится сейчас, оставлять нельзя. Его надо менять. Почему?
В современном обществе человек, обладающий только способностью хорошо запоминать, не сможет быть конкурентоспособным. Мир настолько разнообразен и сложен, настолько быстро все меняется, что востребованным становится тот, кто может мыслить сам. «Тот, кто вовремя может найти необходимую информацию и сумеет приложить ее к данной ситуации, а может быть, даже сам «создать» новые знания, — уверен Мурат Абенов.
Лучшего экзамена мы не придумаем, но форму его надо менять, точнее — трансформировать. Нынешний формат этого экзамена позволяет оценивает только то, насколько человек может запоминать информацию, — ответил на вопрос руководитель центра «Орлеу». — Здесь необязательно уметь грамотно говорить, мыслить логически. Здесь важно только одно — хорошо запоминать информацию».
Мурат Абдуламитович утверждает, что ЕНТ сегодня — это экзамен, который отбирает только по одной способности — запоминать. Сегодня важно уметь качественно излагать свою мысль, самому синтезировать знания, анализировать, находить ошибки, искать пути их решения: «ЕНТ должно стать практикоориентированным. Человек запомнил формулу, но ведь надо суметь ее применить в жизни, а, возможно, еще и вспомнить несколько формул, чтобы выйти к решению данной задачи».
Планируется, что ЕНТ должно состоять из двух частей. Первая проверит умение запоминать, вторая — логически мыслить и применять знания на практике.
«Государственная программа развития образования предусматривает изменение формата ЕНТ, — продолжает Мурат Абенов. — Даже больше скажу. Это мы должны были реализовать к 2015 году. В нынешнем году мы планировали перейти на двухэтапное тестирование. Часть экзамена — это общие предметы, как сейчас. Часть экзамена должна была стать профильной. Это уже будет зависеть от того, на какую специальность хочешь поступить. Сегодня создалась абсурдная ситуация: человек, сдав один экзамен, например, химию или биологию, может пойти учиться на врача, ветеринара, биотехнолога, учителя (а потом станет работать). Разбега у нас практически не остается. Как можно определить по одному предмету, будет ли человек хорошим врачом? Вот у нас и получаются не совсем хорошие, например, врачи».
В том, что пока не получилось, виновато и общество в том числе, считает Мурат Абдуламитович. Скажете, что проще всего власти снять с себя ответственность, обвинив во всем народ? Сначала лучше послушайте его доводы.
«Общество хочет одновременно получить два блага. С одной стороны, родители желают, чтобы их ребенок, не напрягаясь, сдал экзамен. Они со слезами на глазах утверждают, что дети мучаются, не могут сдать экзамен, и просят их пожалеть: «Это же наши дети!». А с другой — общество, будучи заказчиком, хочет, чтобы были грамотные врачи, учителя, водители, энергетики, атомщики.
Получается нестыковка. С одной стороны, мы требуем (когда человек уже пришел в профессию), чтобы к знаниям предъявлялись жесткие требования, они оценивались максимально глубоко и объективно, — объясняет председатель «Орлеу». — И тут же, с другой стороны, просим ослабить эти требования (когда дело касается ЕНТ). И получается, что само общество не дает проводить эти реформы. Как только начинаешь требовать знания, то есть пытаешься ужесточить контроль, люди начинают требовать мягкости и снисходительности.
Стоп. Давайте определимся. Нам нужно спокойствие психологическое просто при оценке знаний школьников или же мы хотим, чтобы у нас и наших детей было отличное образование, хорошая медицина, безопасное передвижение на машинах и т.д.?
Общество само не может определиться и начинает вводить в заблуждение госорганы. Нужна огромная воля, чтобы «продавить» эти реформы, не стоять на месте. Сейчас торможение этого процесса — перехода на двухуровневый формат — происходит из-за негативного отношения. Из ЕНТ создали страшилку, которой пугают детей. И что самое опасное, часть ее — от родителей.
Во всем мире сейчас развито то, что мы называем неформальным образованием. Человек сам может выучиться и стать грамотным журналистом, успешным политиком, хорошим фотографом, не учась в учебном заведении, точнее, не получая то самое высшее образование, к которому стремятся у нас. Выучиться самому, а потом пойти сдать экзамен и получить диплом, квалификацию. Мы же, к сожалению, зациклены на формальном образовании, которое обязательно требует наличие диплома.
Чтобы быть успешным — нужно высшее образование. Так думаем мы. И даем своим детям ложную установку: надо закончить школу, поступить в вуз. Именно в окончании вуза и получении диплома о высшем образовании мы видим залог успешности ребенка. Это огромная ошибка. Потому что получается, что большее количество безработных — это люди, обладающие дипломом о высшем образовании».
Почему, спросите вы? У Мурата Абенова есть ответ и на этот вопрос: «Родители ставят задачу перед ребенком — обязательно сдать ЕНТ. Если этого не происходит, ребенка мучает совесть — я не поступил в вуз, значит, я не выполнил программу минимум моих родителей. Ответьте? А почему бы родителям не сказать своему ребенку: «Не поступишь — ничего. Не думай, что вуз — это главная цель твой жизни. Выучишься в колледже»».
Задумайтесь, 85 % рабочих мест — это места для выпускников колледжей. И лишь 15% — для выпускников вузов.
«Подавая заявление, многие, что называется, толкаются в одной очереди, не понимая, что, например, у нас уже есть не одна специальность — информатик, а их 10, тех, которые мы можем выбрать в сфере информатики. Родители же, зная только одну, ломятся в эту дверь. Хотя остальные 9 стоят открытыми и там абсолютно свободно. Родители сами создают ажиотаж, а потом винят в этом государство.
Ежегодно появляются новые профессии. Те, кто сегодня учится в первом классе, к окончанию школы будут знакомиться с новыми и, кстати, неизвестными их родителям профессиями.
Ответьте мне на вопрос? — обращается ко всем родителям Мурат Абенов. — Почему сейчас много безработной молодежи с дипломами? Вот вам ответ: 78% (!) молодых людей с дипломами сказали, что выбрали профессию, потому что им так сказали родители. Вот вам и трагедия. Родители своими стереотипами давят на детей и заставляют их выбирать то, чего дети не хотят. Возможно, они сами никогда бы не выбрали это».
40% детей в этом году не пошли на ЕНТ. Почему бы им не уйти еще после 9 класса? И не пойти в колледж получать профессию? А ведь на каждого ребенка государство тратило 300000 в год. Получается, зря?
Основная воспитательная роль лежит именно на родителях. Проблема в сфере образования в том, что общество само еще не созрело, чтобы что-то менять. А ведь именно оно должно подталкивать государство делать правильные реформы.
Скажете, что, как всегда, человек из власти выгораживает эту самую власть и снимает с себя всякую ответственность? Думаю, что доводы, которые привел Мурат Абдуламитович, говорят сами за себя. Ну как с ними не согласиться?