Кто избавит Шымкент от 2 миллионов тонн свинцового шлама?

1638
Почти 2 миллиона тонн шлама досталось Шымкенту в наследство от свинцового завода
Кто избавит Шымкент от 2 миллионов тонн свинцового шлама?
Почти 2 миллиона тонн шлама досталось Шымкенту в наследство от свинцового завода

Серые горы отходов свинцового завода уже стали чуть ли не визитной карточкой нашего города. Когда в тридцатых годах прошлого столетия строили завод, даже и представить не могли, что со временем он окажется в черте города, окруженный жилыми домами. Но это случилось. Шымкент расширяется и останавливаться в росте, судя по всему, не собирается. Заводские отвалы портят эстетический вид областного центра, но это только небольшая часть большой проблемы. Основная угроза исходит от зараженной вредными веществами почвы.

В 2007 году на пленарном заседании иностранных инвесторов президент РК Нурсултан Назарбаев дал задание устранить исторические загрязнения на промышленных предприятиях. В связи с этим руководством Южно-Казахстанской области и города было рассмотрено множество проектов, которые разрабатывали и предлагали международные НПО, отечественные организации, профессионально занимающиеся этими проблемами.

ОТ ШЛАМА БУДЕМ ИЗБАВЛЯТЬСЯ

Одной из первых в очередь встала проблема отходов, которые скопились на территории свинцового завода. К тому времени экологи уже не просто предупреждали, а кричали «SOS!». Аллергия, астма, анемия, расстройства нервной системы – это список заболеваний, причем далеко неполный, которыми страдают потомственные свинцевики и жители свинцового поселка в Шымкенте. Экологи ежеквартально проводят замеры почвы, и эти результаты не утешительны.

«Превышены нормы и по свинцу, и по мышьяку. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК) по почве должна составлять 3,2 мг/кг, а у них более 3000. Такая ситуация вокруг территории завода у стадиона «Металлург», по улице Сеченова», – говорит Акмарал Нысанбекова, главный специалист по почве департамента экологии по ЮКО.

Те, кто живет в этом районе Шымкента, каждый раз во время ветра испытывают пыльную атаку шламов. Все вокруг покрывается серой пеленой. Сказать, что эта проблема лишь жителей близлежащих территорий, было бы неправильно. Дело в том, что основную опасность несет загрязненная свинцом почва. Стоит отметить, что тяжелые металлы опасны тем, что годами накапливаются в организме человека и, естественно, это негативно отражается на его здоровье. Те самые тяжелые металлы через почву попадают в растительность. А далее по цепочке: корм – домашний скот – молоко, мясо – последним звеном является уже человек.

Что делать? Этот вопрос на какое-то время повис в воздухе. Было понятно, что почву под шламом необходимо как можно скорее обеззараживать, но куда деть тяжелое «наследие» отвалов свинцового завода? Начались споры о том, кому, собственно, принадлежит эта гора «серого счастья». Спорили долго и много. Логично было бы предположить: кто это, так сказать, накопил, тому и убирать. Но брать на себя ответственность за весь шлам бывшее руководство свинцового не стало. В 2013 году на свинцовый завод приехал министр охраны окружающей среды РК Нурлан Каппаров. И тогда спор между руководством предприятия и представителями областной администрации достиг своего предела. Турсынбек Асамбаев, в ту пору директор свинцового завода, обращаясь к акиму области Аскару Мырзахметову, сказал, что ликвидировать эти отходы не составит большого труда: «Хотите, я через месяц уберу вам все эти отходы? Весь этот шлам надо просто распределить по всем цементным заводам, и все. Проблема будет решена». Аскар Исабекович ответил, что закон в данное время не позволяет действовать, пока не будет определен собственник. Спорили долго и горячо, но истина в тот день так и не родилась. В итоге тот самый вопрос «кому же все-таки принадлежат отходы?» так и не получил четкого ответа.

А между тем, по данным республиканских специалистов, свинец в крови был обнаружен у сотни шымкентских детей. И это несмотря на то, что само предприятие к тому времени было уже закрыто.

«По утилизации этих отходов главный вопрос упирается в юридический аспект: кто же является собственником? – отметил тогда в интервью журналистам аким ЮКО Аскар Мырзахметов. – Если бы с юридической точки зрения собственником являлся акимат, мы бы уже давно приступили к решению этой проблемы и реализации этой задачи. Но, к сожалению, акимат не является собственником. Как только мы разберемся с этим вопросом, сразу приступим к утилизации».

Этот спор впоследствии стал предметом судебного рассмотрения. По решению суда отвалы шлама передали в коммунальную собственность города Шымкента.

ОТХОДЫ И ДОХОДЫ

Для определения структуры и объема шлама в 2014 году провели исследования, которые показали, что качество шламов достаточно низкое и пускать их на переработку экономически просто нецелесообразно. А вот с точки зрения экологии применение этих материалов допустимо, считают специалисты ТОО «КазНИИхимпроекта». По их данным, свинцовых отходов накопилось ни много ни мало 1 миллион 800 тонн. Так что для утилизации отходов пришлось искать другой способ.

«В 2014 году была проведена оценка отходов и определена стоимость от 10 до 15 тенге за тонну, – рассказал заместитель начальника городского отдела ЖКХ Ерлан Есиркепов. – После определения стоимости мы взяли отвалы на свой баланс. Уже в прошлом году отдали на пробу нескольким заводам шлам и предложили использовать его в качестве инертного материала. Сейчас ждем заключения. Было решено, что накопившиеся отходы металлургического производства можно использовать в строительстве, в том числе дорожном».

10-15 тенге за тонну инертных материалов – цена достаточно хорошая, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей. Тем более что этот материал уже испытан частниками. Случайно на одном из местных сайтов я прочитала комментарии пользователей, которые рассказывали, как ведет себя этот шлам при строительстве. Правда, его использовали, если я правильно поняла, местные умельцы лишь для возведения ограждений вокруг своих домов. Судя по откликам, неплохо держится.

Городские власти сегодня подбирают потенциальных покупателей. Как отметил Ерлан Есиркепов, если город будет реализовывать ежемесячно порядка 100 тонн, то уже через два года мы полностью избавимся от этого неприятного соседства, а на месте отвалов будет проведена рекультивация почвы. Таким образом власти намерены решить проблему. Так что, будем надеяться, в ближайшее время горы шлама перестанут портить общую картину Шымкента, а жители смогут вздохнуть свободно.

Татьяна БУРДЕЛЬ

Реклама