Соседку разбил радикулит. Пожилая женщина, памятуя о лучшем обезболивающем «всех времен и народов», попросила меня сбегать в аптеку за смесью Бойко. На мой удивленный взгляд пояснила: «Это витамин В12, новокаин, димедрол… и еще один компонент, эх, забыла, если честно. Ты у любого провизора спроси, в аптеке подскажут…» Соседка сунула мне 200 тенге, и я рванула за чудо-препаратом. … Полный список препаратов в смеси Бойко мне подсказала только провизор пятой по счету аптеке. И, действительно, мы уложились в 200 тенге. В первых четырех аптекари только пожимали плечами и предлагали от радикулитных болей амбене. Готовый шприц с одной дозой препарата. За полторы тысячи тенге!
Как выяснилось позже, препарат амбене состоит из тех же лекарственных веществ, что и смесь Бойко. Но она незаслуженно забыта. Беда смеси Бойко состоит в том, что она слишком проста и дешева. А медицина во всем мире, к большому сожалению обычных среднестатистических граждан с невысокой зарплатой, просто бизнес.
Почил в бозе и гипертонический раствор, на смену которому пришли дорогостоящие противовоспалительные и болеутоляющие мази. Фармацевтические фирмы предлагают новые и более дорогие лекарства, а люди уже давно находятся в плену у фармацевтической рекламы.
Выпить «мезимчику» перед сытным ужином или застольем… Этим здоровым желанием уже никого не удивишь. Но мало кто слышал, как собирающийся плотно покушать гражданин мечтал бы выпить таблеточку «панкреатинчика». Препарат идентичный, а разница в цене зашкаливает все мыслимые и немыслимые разницы. Но самый дорогой даже не мезим, а очень уважаемый нашими докторами креон. С «уважаемого» и начнем. Цена упаковки креона в шымкентских аптеках перевалила за полторы тысячи тенге. Значит, одна таблетка удовольствия для желудка и кишечника стоит порядка 150 тенге. Стоимость одной таблетки мезима колеблется от 60 до 80 тенге. Да, этот препарат можно купить поштучно, мало кто рискует покупать всю баночку. А вот блистер панкреатина не дороже 180 тенге! Десять таблеток. Сравните три эти упаковки на предмет активного вещества. Оно единственное – панкреатин.
Говорят, в последние годы постоянно дорожает но-шпа. И сегодня цена но-шпы и модифицированной но-шпы-форте составляет около 600 тенге за блистер из шести таблеток. А дротаверина гидрохлорид, собственно, из которого но-шпа и состоит, стоит не более 200 тенге за 30 таблеток в баночке.
Простудники – все как один любители панадола и прочих жаропонижающих препаратов по цене от 400 тенге и выше. И мало кому придет в голову заменить всю эту роскошь на обычный парацетамол за 25 тенге. Не солидно, мы отвыкли, да и реклама, обещающая мгновенную помощь организму, сидит в головах довольно прочно.
И ни один врач почему-то «не хочет» отвечать на вопрос, почему вместо экстракта эхинацеи по 300 тенге за флакончик он рекомендует пациенту иммунал за 900. Или зовиракс за тысячу, а не ацикловир за 250… А педиатр не скажет любой маме, что бепантен, который сегодня в аптеках продают по 1200 тенге за тюбик, ничем не лучше декспантенола за 180 тенге.
«Принимай лазолван!» – приказывала нам реклама. И мы принимаем, при каждом удобном случае выкладывая за препарат под тысячу тенге. И никто по сей день не обращается в аптеку за амброксолом по сто тенге.
А если вы приходите в аптеку и интересуетесь, что вам лучше будет купить: нурофен или ибупрофен? Как вы думаете, что ответит провизор? Хотя, тут и думать не нужно, уйдете вы домой лечиться с заветной коробочкой нурофена! Потому что он, несмотря на «то же самое» значительно дороже ибупрофена.
Мы мажем суставы лиотон-гелем за 1700 тенге и даже не подозреваем о гепариновой мази или геле (уже выпускают) за 480 тенге, мы защищаем организм от йододефицита с помощью йодомарина за 850 тенге, а на аптечных полках пылится калия йодид за 300.
А бывает так, что производитель препарата, патентует название, меняя в основе только пару букв. Как это произошло с фурамагом – люди, страдающие заболеваниями мочеполовой системы, меня поймут. Потому что нефрологи сразу перестали выписывать пациентам фурагин, который стоил 120 тенге, заменив его на «более действенный» фурамаг за почти две тысячи. А как же, за название надо платить, как, впрочем, и покрывать расходы на раскрутку препарата, явную или скрытую рекламу, поощрения и бонусы продающим организациям. «Отбить» нужно будет даже невинные, на первый взгляд, стопочки подарочных листов писчей бумаги для врачей…
Дорогой кавинтон – это более бюджетный винпацетин, вольтарен с запредельной ценой ничем не отличается от диклофенака, дорогой нормодипин – от дешевого амлодипина.
Внимание! Мы не предлагаем вам самим назначать себе лекарства в случае болезни. Но напоминаем, что у вас есть право спросить у врача, который выписывает рецепт, или у того же фармацевта в аптеке о более дешевых аналоговых препаратах. Читайте внимательно аннотацию, где указано основное действующее вещество лекарства. Одно и то же вещество под разными названиями разных торговых марок может по стоимости отличаться в разы.
Узнать, как лечиться и вылечиться по средствам, можно и в Лекарственном информационном аналитическом центре РК. Специалисты cаll-службы помогут разобраться с аналогами различных препаратов. А это, согласитесь, сегодня очень актуально. Болеть во все времена было дорогим удовольствием.
Номер информационной службы – 8-800-080-88-87, звонок со всех телефонов (стационарных и мобильных) бесплатный.
Елена БОЯРШИНОВА