Казахстанский рынок зависит от импортных поставок, а значит, и от доллара

Азат Перуашев, лидер партии "Ак жол", депутат Мажилиса Парламента.
Азат Перуашев, лидер партии "Ак жол", депутат Мажилиса Парламента.
Азат Перуашев, лидер партии «Ак жол», депутат Мажилиса Парламента.

Казахстанский рынок зависит от импортных поставок, а значит, и от доллара. Из-за рубежа завозится масса товаров: оборудование, одежда, лекарства и даже продукты питания. Как заявил в своем эксклюзивном интервью лидер партии «Ак жол» и депутат Мажилиса парламента Азат Перуашев, в нынешних реалиях нужно менять подход к экономике.

«Проблема в том, что мы свой внутренний рынок по целым группам товаров не наполняем. Это импортные товары. В любой магазин зайдите, вы там не увидите много казахстанской продукции. Это российские товары, украинские, киргизские, европейские и китайские. У нас есть целая группа товаров, где мы на 100% зависим от импорта. В скором времени нелегко придется торговому бизнесу. Снизятся обороты, упадет платежеспособность. Ведь зарплаты остались в тенге», — говорит Азат Перуашев.

Лидер партии «Ак жол» считает, что кризис в стране может продлиться от 3 до 5 лет. В этой связи г-н Перуашев советует казахстанским бизнесменам брать пример с российских и уходить из добывающей отрасли. Первым делом, полагает мажилисмен, нужно сделать ставку на отечественное производство.

 

«В России в результате санкционной войны произошло то, что там все бизнесмены из нефтяной отрасли перешли в сельское хозяйство, в легкую промышленность, чтобы наполнить свой рынок. Нам надо было делать это раньше. Несколько таких примеров есть и в ЮКО. Люди переходят к собственному производству. Это правильно. Но пока у нас основная часть бизнеса сидит на торговле, а надо, чтобы бизнес был производительным. К этому постоянно призывает президент Нурсултан Назарбаев. Одним словом, надо переходить к производству товаров массового потребления, — уверен лидер партии «Ак жол». — По программам у нас в приоритете — металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, удобрения, ГСМ. Здесь нужно дополнить программу индустриализации пищевой и легкой промышленностью, фармацевтикой и товарами массового потребления, тогда сможем смягчить нагрузку на население. Чтобы производить продукты или шить одежду, не нужны гигантские предприятия. Это средний бизнес с небольшими инвестициями. Надо, чтобы таких было много».

Из-за отсутствия роста экспорта девальвация тенге, которой так добивались отечественные бизнесмены, не принесла особой пользы. Стране нечем заменить импортные товары. Из-за затяжного падения мировых цен на сырье позитивное влияние девальвации сведено к минимуму.

«Дело в том, что девальвация тенге была нужна нашим производителям в сфере машиностроения, пищевой продукции, чьи предприятия расположены вдоль границы с Россией. Поскольку после девальвации рубля многие наши граждане ездили в Россию, покупали там мебель, оборудование, вплоть до одежды и продуктов питания. Через переход к свободно плавающему тенге эту волну удалось сбить, и стало легче. Но вследствие того, что мы девальвировали тенге, товары стали дороже. Да, на сегодняшний день есть большие складские запасы в стабфондах при акиматах, они позволяют облегчить переход к новым ценам. Но после того, как запасы закончатся, нам все придется покупать по новым ценам», — полагает Азат Перуашев.

Парламентарий напомнил, что ранее он предлагал направить средства ЕНПФ на кредитование производства товаров массового потребления. Это позволило бы снизить их стоимость. Но из-за того, что средства отдали банкам, тенге во многом обесценен, то есть потерял свою стоимость в долларовом эквиваленте.

«Весной этого года мы дважды делали запрос в Нацбанк по поводу денег нацфонда, которые были распределены между банками второго уровня. Что банки с этими деньгами сделали? Они конвертировали тенге в доллары, а в экономику деньги не пошли. Кредиты выдавались в долларах, в тенге не выдавались. И получилось, что банки на девальвации наварились, а пенсионные накопления проиграли как раз на эту разницу в 26-27 %»,- отметил Азат Перуашев.

Подводя итоги беседы, парламентарий подчеркнул: чтобы помочь казахстанскому бизнесу пережить нынешний кризис, необходимо обратиться к опыту 2008-2009 годов. Тогда правительство ослабило налоги. И то, что сегодня Казахстан отказывается от прошлого опыта и увеличивает налоги, народный избранник считает неправильным.

Реклама