Путешествие в Отырарский район чуть не сорвалось из-за дождя, который лил всю ночь накануне нашей поездки. И правда, зачем в такую погоду ехать в район, который без ложной скромности можно назвать главным заготовителем кормов? Ну как, позвольте спросить, гулять по кукурузным полям, когда земля раскисла от непогоды?
ЦАРИЦА ПОЛЕЙ
Знакомиться с хозяйствами Отырарского района мы начали с… Актобе. Представляете, у нас в ЮКО есть собственный Актобе! Правда, это всего лишь сельский округ. И первое, что нас ждало, – незабываемые ощущения при прохождении обычной полевой трассы. Как говорится, хочешь почувствовать себя участником ралли с труднопроходимым маршрутом – езжай в поле в плохую погоду. Честное слово, такой трассы я еще не видела. Только представьте: едешь по полосе, а машину дико заносит, и она сползает куда-то вниз, угрожая опрокинуться в любой момент. Спасибо водителю, если бы не он, неизвестно, чем закончился бы наш репортаж о царице полей.
К нашему приезду дехкане Отырарского района успели собрать почти весь урожай. Район, занимающийся животноводством, серьезно относится и к производству кормов для скота. На одном из полей крестьянского хозяйства «Максат» неподалеку от небольшой неубранной полоски кукурузы одиноко стоит комбайн. Рядом с ним суетятся два человека в изрядно замасленной и заляпанной грязью рабочей одежде.
«Мы старались успеть собрать все. До 12 ночи были на поле, да цепь сорвало, – сетует один из рабочих – тот, что помоложе. – Ночью ее, естественно, заменить невозможно. Еще и дождь хлестал. Пришлось остановить работу. На починку машины уйдет часа три, не меньше».
Заметив нацеленный на него объектив, он тут же поворачивается к машине: «Чего меня снимать-то? Герой я вам, что ли, какой».
Руководитель отдела земельных отношений и сельского хозяйства Отырарского района Батырбек Сыздыков, словно извиняясь, поясняет: «Ребята действительно всю ночь здесь на поле провели. Их тоже можно понять. Да и торопиться надо – сейчас на поля, где уже все собрано, выпускают скот. А ведь корове не объяснишь, что сюда нельзя, здесь еще не до конца все собрали».
К слову, кукуруза здесь – главная культура. Под нее отдано ни много ни мало – 21700 га. «Кроме того, у нас сеют пшеницу – 7000 га, хлопок – 1100 га, 4000 га занимают бахчевые культуры, и еще сажаем клевер. Основное направление нашего района – животноводство. Поэтому мы так основательно и занимаемся кормами. Наши корма закупают животноводы из других районов. Так, одно из наших крестьянских хозяйств тесно сотрудничает с известной в области и далеко за ее пределами фабрикой «Ордабасы кус», – рассказывает руководитель отдела.
Одно из приятных событий для всех дехкан – в районе построено долгожданное зернохранилище. «Раньше крестьяне были вынуждены продавать кукурузу по очень низкой, невыгодной для них цене, потому что не было возможности ее сохранить. А ведь уже в январе ее цена вырастает в несколько раз. Кроме того, в этом же году мы надеемся запустить завод по производству комбикорма», – добавил Батырбек Сыздыков.
Вот никогда не думала, что после того, как по кукурузному полю прошелся комбайн, вслед за ним выходят сборщики. Они собирают оставшиеся початки вручную. Представьте только: пронизывающий ветер, свинцовое небо и чавкающая жижа под ногами, но надо собрать каждый початок. В этом плане нам, городским, не мешало бы поучиться бережливости у дехкан.
Сейчас крестьяне заняты очисткой початков. Корма уходят на животноводческие предприятия. Экологически чистое сырье всегда востребовано, говорят дехкане, а потому проблем с реализацией кормов у них нет.
Кызсулу Исахова работает в крестьянском хозяйстве не первый год. Женщина говорит, что работа эта несложная: «Надо перебрать початки и очистить их от верхних листьев. За каждую тележку нам платят по 2000 тенге».
В производственном кооперативе «Босын» собранный урожай планируют сохранить до весны, когда стоимость кукурузы будет более высокой. Сейчас один килограмм початков стоит 20-25 тенге. Потому-то и новость о хранилище здесь одна из самых долгожданных.
«Хранилище нам необходимо. Я сам могу собрать и сохранить 200-250 тонн. Но что делать с остальной кукурузой? Раньше приходилось ее продавать по заниженной цене. Но это не оправдывает наших затрат. Теперь же будем ее хранить где-то до января. Если же удастся продержать ее до весны, то в следующую посевную нам будет уже не так тяжело», – говорит председатель ПК Бекбосын Зулпыхаров.
Зато другая проблема дехкан пока ждет своего решения – поливной канал, который позволил бы существенно экономить на орошении полей, находится в частных руках. По словам администрации сельского округа Актобе, сейчас в частных руках четыре оросительных канала.
«В нашем сельском округе Актобе 8 каналов в коммунальной собственности, четыре – в частной. Мы запланировали механическую очистку двух каналов, а частники с очисткой своих каналов не справляются. Сейчас мы ведем переговоры о передаче этих каналов в собственность государства», – пояснил аким с/о Актобе Исахан Тайгелтир.
Будем надеяться, что эта проблема будет решена в ближайшее время, и уже в следующем году крестьянам не придется изыскивать средства на оплату воды из скважины. Сейчас эта статья расходов является одной из самых внушительных даже несмотря на субсидии, которые выделяются крестьянам именно на полив.
… И «КОРОЛИ» КАЗАХСТАНСКИХ КОШАР
Если уж кукурузу назвали «царицей», то почему же баранов-производителей ценной ордабасинской породы не назвать королями? Тем более что в Отырарский район за годовалыми барашками едут со всех уголков страны.
В крестьянском хозяйстве «Бек» на широкую ногу поставлена селекция. Здесь, вооружившись добрым дедовским методом и научными разработками, одновременно занялись разведением и сохранением чистоты ордабасинской породы овец.
«Когда мы только начинали, у нас было около 800 голов. Сейчас имеем четыре отары, в каждой по тысяче голов. Причем в одной отаре только кошкары (самцы)», – рассказал управляющий крестьянским хозяйством Бисебай Сулеев.
Порода «Ордабасинская» была выведена учеными специально для наших широт. К слову, разведение этой породы требует много сил и времени да и получается далеко не у всех. Потому-то и приезжают сюда за баранами со всей страны. Годовалая овечка стоит от 25000 тенге. Стоимость барашка-однолетки перевалила за три десятка тысяч тенге. Впрочем, Отырар славится не только разведением этой породы баранов.
«В нашем районе был создан отырарский селекционный кооператив. В этом году он получил кредит в размере 130 миллионов тенге. Эти средства планируется направить на разведение коров молочной породы, установку танкеров по приему молока. А молоко они сдают в детские сады, школы района», – рассказал Батырбек Сыздыков, начальник отдела земельных отношений и сельского хозяйства Отырарского района.
Так как в каждом дворе района есть домашний скот, в Актобе заботятся и о здоровье животных. Здесь построен загон для санобработки скота, а неподалеку от него есть и специальный селекционный пункт.
«Население у нас занимается животноводством, вы и сами это видели. И чтобы обезопасить прежде всего людей, мы и решили построить этот объект. Весной весь скот, что на подворьях актобинцев, проходит здесь противоклещевую обработку, причем совершенно бесплатно. Здесь у некоторых есть коровы ценной молочной породы. Чтобы она сохранялась, мы построили селекционный пункт. Согласитесь, от того, сохраним мы породу или нет, в большой степени зависит и благосостояние наших людей. Ведь, к примеру, небольшая телочка молочной породы стоит до 120 тысяч тенге. А бычок-производитель – до 160 тысяч», – рассказал аким с/о Актобе.
Впрочем, не только кормами и животноводческими хозяйствами славен Отырар. Есть здесь и потрясающие исторические объекты, которые могли бы стать музеями под открытым небом. При условии правильного подхода. Впрочем, это совсем другая история. И обо всех этих интересных и необычных местах – в одном из наших следующих материалов.
Саида ТУРСУМЕТОВА.