Южный Казахстан славится красивой природой, уникальными, не тронутыми цивилизацией заповедными местами, памятниками культуры. Но несмотря на все это разнообразие туристов больше не становится. Чего же не хватает нашему краю, чтобы стать узнаваемым и привлекательным с точки зрения туриста?
МЕСТНАЯ ИНОСТРАНКА
Ответ на этот вопрос искали представители недавно созданного шымкентского общественного объединения «Улы дала». За круглым столом каждый из общественников высказывал свою точку зрения. Собрались здесь люди не посторонние, а те, кто хорошо знает родной край и проблемы туризма изнутри.
Бахыт Кулибаев, инициатор создания объединения, сценарист фильма «Игла», считает, что необходимо создать брендовое приложение в социальных сетях для тех, кто решил посетить Южный Казахстан. Кроме того, он уже приступил к написанию игрового сериала о Южном Казахстане.
Обсуждали и направления в сфере туризма. На сегодняшний день в области их три: экологический туризм, лечебный и историко-культурный. Бахыт Кулибаев уверен, что казахи – народ гостеприимный, и здесь было бы весьма актуально развитие той-туризма, с демонстрацией народных обычаев и национальной кухни.
Активное участие в обсуждении принимала и представитель туристической сферы, уроженка Канады Жанет Морин.
Жанет была так эмоциональна и с таким интересом рассказывала о туризме и путешествиях, что ее личность просто не могла меня не заинтересовать. И, естественно, я завязала с ней разговор.
Жанет неплохо владеет русским языком, особенно если учесть, что язык изучала самостоятельно. Но даже если бы она не открывала рта и сидела молча, все равно что-то неуловимое выдает в ней иностранку. Хотя и одета она довольно обычно, как многие.
«Знаете, что я заметила, когда впервые приехала в ваш город? Вы уделяете одежде много внимания, во всяком случае, гораздо больше, чем я. Например, я протираю свою обувь только тогда, когда уже не вижу ее цвета, а у шымкентцев обувь почти у всех всегда чистая, – смеется Жанет. – О, я совсем мало внимания уделяю одежде. Я покупаю вещи практичные и удобные. Я же путешественница, все время в движении, и одежда должна мне помогать, а не усложнять мне мой путь».
В Шымкент Жанет приехала пять лет назад. Как она сама рассказывает, смотрела на карту мира и думала, куда бы ей еще поехать. На глаза попался Казахстан. «Я тогда подумала: а что это за страна? Надо поехать посмотреть. И стала через интернет искать в вашей стране работу. Мне ответили из университета «Мирас» и предложили место преподавателя. Я, недолго думая, вернее, совсем не думая, побросала вещички в чемодан – и в дорогу!»
ШЫМКЕНТ – ОПАСНЫЙ ГОРОД?
На вопрос, что сразу бросилось в глаза, когда она приехала в наш город, Жанет ответила: «Гостеприимство и радушие людей. А еще… количество полиции в городе. В моей стране не встретишь так много полицейских, а у вас они почти на каждом углу. И это, человека впервые прибывшего в город, сразу наталкивает на определенные мысли: а, думает он, значит, в этом городе неспокойно?! Еще и знакомые из Алматы меня напугали, говорят: «Ты едешь в Шымкент?! Там же каждый житель – «криминал»! Я сначала и правда, насторожилась, но, пожив здесь какое-то время, поняла, что все это неправда. Здесь замечательные люди».
Языковой барьер для Жанет не был большим препятствием. Она считает, что подобные «трудности» делают путешествие еще более увлекательным. Мозг начинает активно работать.
«Моей маме сейчас 92 года. Когда ей исполнилось 80 лет, она поступила в канадский университет. Представляете?! И объяснила свой поступок просто: мозг не должен «застаиваться», его надо все время тренировать. Тогда до глубокой старости будешь в своем уме! Такая у меня мама!» – говорит Жанет с восхищением.
Вообще отмечу, что она замечательный собеседник: открытая и легко идет на контакт, причем переговорить ее очень сложно. Но во время разговора лучше держаться от нее на расстоянии вытянутой руки. Дело в том, что она очень эмоциональная и все время жестикулирует. «Однажды я даже случайно во время беседы ударила свою мамочку! Она посмеялась и теперь отсаживается от меня подальше!» – смеется Жанет.
Прибыв в Шымкент, канадка решила взять на абордаж сразу два языка: русский и казахский.
«Через какое-то время я поняла, что мой бедный мозг не выдержит такого активного прессинга, и остановилась сначала на одном – русском. Сейчас, когда русский более или менее знаю, приступила к изучению казахского. Знаете, мне очень нравится «шалаказахский»: в этом случае я все понимаю или легко могу додумать, о чем разговор!» – делится Жанет.
В городе гостья из Канады ориентируется хорошо и за пять лет, что здесь живет, уже считает Шымкент родным. «Вот только местные таксисты стараются с меня содрать как можно больше, когда слышат мой иностранный акцент, – смеется она. – А я-то расценки хорошо знаю и начинаю кричать: вы что, с ума сошли, я местная иностранка!»
ЖИЗНЬ – СПЛОШНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Слушаю рассказы Жанет, а сама думаю: вот передо мной сидит невысокого роста миниатюрная женщина 45 лет, у которой уже трое внуков растут в Канаде, а ей все не сидится на месте, все ее куда-то тянет. Сразу вспомнила лермонтовский «Парус»: «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой». Тут в родном городе страдаешь топографическим кретинизмом и порой боишься заблудиться, а она так легко, с рюкзаком за спиной, отправляется в незнакомые ей страны. Причем всегда бюджетным туристом, то есть за минимальные деньги. Она не отдыхает в комфортабельных отелях, не ест в дорогих ресторанах и не покупает дорогие туры.
«До страны добраться, конечно, нужны деньги на поезд или самолет, а вот доехав до пункта назначения, уже действуешь по обстановке. Обычно я останавливаюсь в недорогих хостелах, хожу по интересным местам сама, глазею по сторонам. Если нужен гид, то оплачиваю его работу. Но, как правило, это недорого обходится. Все страны, активно развивающие сферу туризма, уже наладили инфраструктуру для туристов разных категорий. Продают буклеты с маршрутами по интересным местам, так что проблем с этим нет, особенно если владеешь языком. Но английский язык используют во многих странах. Поэтому мне легко, да и с питанием особых проблем нет. Я в этом плане человек непривередливый. Для меня главное в жизни – это новые впечатления!»
Почти все заработанные деньги Жанет тратит на путешествия. Собственно, она и работает только для этого. Ей чужды меркантильные интересы, как-то: наличие машины, своего дома, дорогой брендовой одежды. «Моя мама все время мне повторяет: «Жанет, тебе нужна своя крыша над головой, где ты встретишь старость. Но я когда-то сделала свой выбор. Однажды я представила, что моя жизнь так и пройдет: работа – еда – сон – налоги, работа – еда – сон – налоги. Я буду жить в таком бешеном ритме, платить бешеные налоги, чтобы заработать к старости на свой дом. Но так пролетит вся моя жизнь и в конце нее мне даже нечего будет вспомнить, кроме: работа – сон – налоги… И тогда я поменяла свои приоритеты. Я – путешественник. И мне моя жизнь нравится!» – рассуждает Жанет.
Сегодня она продвигает туризм в нашей области. Она открыла здесь первый хостел,* и туристы, останавливающиеся в нем, на 90 процентов – иностранцы.
«Что это такое – хостел?» – спрашивали меня. Некоторые даже путали его с хосписом. А были и такие, кто снимал комнату и пытался заказать к нему в придачу еще и «девушку». В общем, всякое бывало! – делится Жанет. – Иностранцы с удовольствием едут на юг. В первую очередь туристов интересуют быт казахов, национальные традиции, возможность сделать что-то из национальных вещей своими руками. И эту возможность им надо давать. А значит, надо заинтересовать местных людей и объяснить, что туризм может быть очень даже выгодным предприятием для них».
На открытии хостела Жанет останавливаться не собирается (с ее-то темпераментом!) Уже в ближайшее время она откроет бесплатные туры по Шымкенту с гидами для приезжих и для самих горожан. «Знаете, ведь даже коренные жители далеко не все знают о своем родном городе, и нам есть что им рассказать!» – завершила беседу Жанет Морин.
А я подумала: «Собственно, как и всегда: сапожник без сапог».
Надо бы это исправить.
Татьяна БУРДЕЛЬ
*Хостел ( англ. Hostel – общежитие) – европейская система размещения, предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок жилье, представляющее собой, как правило, спальное место без дополнительных удобств в комнате.