Крупнейший мемориальный комплекс, увековечивший подвиг южноказахстанцев в годы Великой Отечественной войны, в эти дни частично закрыт для посетителей. Та часть мемориала, где на черном граните выгравированы имена тех, кто уходил на фронт из нашей области, сегодня скрыта от посторонних глаз за щитами из металлоконструкций – ведется ее капитальный ремонт. Фотографировать здесь категорически запрещено. И лишь для нас после серии звонков в акимат Шымкента сделали исключение.
РЕМОНТ, ЕЩЕ РАЗ РЕМОНТ
На комплексе «Мемориал славы» шумят отбойники, раздается треск сварки. Рабочие переходят от плиты к плите. То тут, то там лежат груды гранита, некогда украшавшего ступени к памятным плитам.
Как рассказали в секторе благоустройства городского отдела ЖКХ, работы на комплексе начались сразу после обследования, которое проводится ежегодно весной. «В Шымкенте около 40 памятников, почти все они у нас в идеальном состоянии. Единственный памятник, который требовал капитального ремонта, – комплекс «Мемориал Славы». Работа предстоит большая – придется местами полностью заменять плиты ступеней. Подрядчик уже определен. Сейчас ведутся ремонтно-восстановительные работы», – пояснил руководитель сектора благоустройства отдела ЖКХ Шымкента Ерлан Есиркепов.
Напомним, в позапрошлом году комплекс также закрывали для посещений. Мы писали о работах, которые проводились на территории комплекса. Тогда здесь тоже велись ремонтно-восстановительные работы – подрядчик заменял разрушенные плиты ступеней мемориала. На отдельных участках вместо растрескавшихся и разрушенных плит установили новые с выгравированными именами участников ВОВ.
Еще тогда руководитель компании «Мрамор гранит тас» предупреждал, что беспокоиться, что имя того или иного фронтовика после такого ремонта исчезнет, не стоит: «Наша компания в свое время занималась строительством и этого комплекса тоже. Поэтому к этому объекту мы относимся со всей бережностью». Так и случилось. Вот только спустя пару лет комплекс вновь нуждается в капитальном ремонте. Справедливости ради отметим: часть мемориала, где увековечены имена героев Советского Союза и кавалеров орденов Славы, в отличном состоянии. Именно этот сектор комплекса два года назад практически полностью обновлялся.
К слову, о тех или иных разрушениях на мемориале пользователи социальных сетей писали на протяжении всех шести лет его существования. Не стал исключением и год 2016-й. В начале марта в сети Instagram появилась фотография, которую сделали в парке Абая на мемориале Славы, где увековечены имена наших соотечественников, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Под фотографией вопрос: вандализм или качество работы?
Как выяснилось, вандалы здесь ни при чем. За зиму мраморные плиты поднялись и теперь требуют обновления. По подсчетам специалистов, для восстановления мемориала в парке Абая требуется не менее одного миллиона тенге.
Сейчас же в Шымкенте на текущий ремонт и содержание всех городских памятников выделено лишь 10 млн. тенге.
Мы решили вспомнить крупнейшие памятники Шымкента, которые могли бы войти в книгу рекордов Шымкента, если бы у нас такая существовала.
САМЫЙ ВЫСОКИЙ
Памятник Байдибек би считается самым высоким не только в Шымкенте, но и во всем Казахстане. Открытие памятника в Шымкенте состоялось осенью 2012 года и было приурочено к отмечаемому в том году 80-летию Южно-Казахстанской области.
Для установки скульптуры выбрана одна из самых высоких точек северной части города Шымкента – 220 метров. К этой отметке добавились специально созданная четырехметровая насыпь и девятиметровый постамент. Высота самой фигуры составляет 10 метров; учитывая высоту насыпи, постамента и самого памятника, монумент возвышается над землей на 23 метра.
Фигура общим весом в девять тонн была изготовлена из кованой меди в рекордные сроки – всего за 20 дней. Над ее созданием трудилось 40 сварщиков-ковщиков высшей квалификации. Это были местные мастера и специально приглашенные работники из Узбекистана и Киргизии.
Примечательный факт: средства на создание и установку памятника – около 25 млн. тенге – были выделены местными южноказахстанскими предпринимателями в рамках социальной ответственности бизнеса.
На открытии было заявлено, что в ближайшие годы новый памятник вполне может стать символом и своеобразным брендом города Шымкента (видимо, кто-то посчитал, что на бренд он не тянет, а потому сейчас чиновники озабочены поисками нового бренда).
К слову, скульптура Байдибек би стала основой для целого этноисторического музея, который раскинулся сразу за монументом на площади в 42 гектара.
Осталось напомнить, что в ноябре прошлого года из бюджета было выделено 20 миллионов на реконструкцию памятника Байдибек би и в то же время начались ремонтные работы в комплексе героев мемориала Славы.
САМЫЙ МОЛОДОЙ, САМЫЙ КРУПНЫЙ
В 2011 году в исторической части парка Независимости в честь 20-летия Независимости страны в Шымкенте открывается самый крупный молодой парк. Невероятно, но факт – вырос он всего за полгода! В церемонии его открытия участвовал Президент страны Нурсултан Назарбаев. На строительство было затрачено 680 млн. тенге. Из них свыше 300 млн. вложили местные бизнесмены. Горожане с удовольствием гуляли здесь и позировали на фоне комплекса «Жеты найза». Семь копий, устремленных ввысь, словно верные стражники, охраняют главные символы государственности – Флаг, Герб и Конституцию страны.
Но в 2011 году этот комплекс также закрывали для посетителей. Комплекс дал опасный крен, и в любой момент «копья» могли рухнуть. Реконструкция городской казне обошлась в около 70 млн. тенге. К слову, уже тогда эксперты говорили, что серьезный крен дал и комплекс «Дружба народов», прозванный шымкентцами «Байтереком».
САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ
Иной читатель со мной может и не согласиться. Но в моем понимании, этот памятник смело занимает строчку самого доброго – уж так любят юные посетители забираться на его постамент, приобнять дедушку Абая и запечатлеть этот счастливый момент. Впрочем, есть и обратная сторона такой любви. Как говорят коммунальщики, самому памятнику именно эта доступность причиняет немало проблем. Иные «любители» почему-то считают, что если не напишут на нем пары-тройки слов штрих-маркером – то жизнь их не сложилась. К слову, сотрудниками коммунальных служб этот памятник тоже любим, прежде всего, за простоту в уходе – его очень легко мыть. По их словам, для мойки памятника не требуются какие-либо особые приспособления, чтобы добраться до него. Зато только на очистку от инородных элементов в виде надписей приходится тратить немало сил и времени. Вот если бы этих «писателей» ловить за руку да заставлять мыть все памятники, думаю, желания писать у них поубавилось бы.
У каждого шымкентца есть свой любимый памятник. Для кого-то это комплекс в парке влюбленных, для кого-то такие милые, родом из детства скульптуры в парке «Кен-баба» – в бывшем детском парке. Главное, чтобы мы сумели сохранить все это наследие и относились к нему должным образом. Ведь, как заметил скульп-тор, заслуженный деятель искусств, лауреат госпремии РК, профессор, член госкомиссии по установке памятников Ескен Сергебаев, памятники – это страховочные тросы памяти: их ставят, чтобы помнили, и рубят, чтобы забыли.
Можно сказать, что нам повезло – местная исполнительная власть к памятникам относится с уважением, к какой бы эпохе они ни относились. Главное, чтобы возводились и ремонтировались они качественно. А нам, горожанам, остается бережнее относиться к памятникам, потому что за каждым из них целая история.
Саида ТУРСУМЕТОВА