Способны ли мы на поступки? И что такое вообще поступок? Порыв души, вызов существующим устоям, протест против обыденности? Казалось бы, этими вопросами человек озадачивается в подростковую пору, хотя… В любом случае, поступок – это то, что всегда обращает на себя внимание, будит душу, заставляет окружающих «примерить на себя» случившееся (происходящее) и ответить себе: а я бы так смог?
Мы предлагаем присмотреться к нескольким ПОСТУПКАМ наших современников.
ДРУГОЙ МЕНТАЛИТЕТ?
В редакцию пришло письмо от Нины Ивановны, сотрудницы одной из ветеринарных клиник Шымкента: «Мы много говорим о милосердии, благотворительности, чувстве сострадания к братьям нашим меньшим. Часто слова остаются только словами… Почти год назад появились в нашей клинике Марко, Алекс – это итальянцы, работающие на цементном заводе. Их сопровождала жена Алекса Гульмира, переводчица, к слову, наша землячка. В клинику они привезли котенка, которого нашел Марко. Животное было грязным, больным – у него был поврежден глаз. С присущим им темпераментом и деловитостью итальянцы объяснили, что нужно сделать: поместить котенка в стационар, искупать, обследовать и, если нужно, прооперировать его. В тот раз я сама убедилась, что чудеса бывают не только в сказках – когда гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя. Через месяц Мерлино (так Марко назвал котенка) превратился в откормленного, правда, одноглазого бело-рыжего кота с настоящим южным темпераментом. Марко как цивилизованный владелец сделал коту все прививки, оформил паспорт, купил котофею богатое приданое, и они счастливо живут на съемной квартире.
Стоит посмотреть, как Марко безумно любит своего одноглазого пирата и потакает его капризам!
За время лечения кота итальянцы очень часто приходили в нашу ветеринарную клинику – после работы и в свои выходные. Выяснилось, что у Алекса и Гульмиры тоже есть кошка, которую они приобрели в Египте шесть лет назад, когда работали в той стране. С тех пор кошка путешествует вместе с ними.
Спустя время итальянцы пришли уже большой группой – молодой Люка приобрел вислоухую красавицу кошечку-шотландку Синди, а Антонио подобрал на наших шымкентских улицах другую «брошенку» и прошел вместе с ней тот же путь лечения и прививок в клинике, что и Мерлино – кот Марка.
Каждый раз итальянцы приводят все новых своих друзей и, кто знает, может, еще кому-то из наших четвероногих «беспризорников» выпадет счастливый «итальянский» лотерейный билет.
И их любовь и забота вовсе не показные мероприятия. Вы не представляете, как трогательно они выглядят в коридорах клиники: усталые, в запыленной рабочей форме, пришедшие сразу после работы. Как ласково воркует с подопечными добрый и мягкий Алекс, как их целует и обнимает Марко. Каждые полгода Люка уезжает в отпуск в Италию на две недели, он оставляет свою Синди в гостинице клиники. Заранее приносит ее красивую постельку – лежанку, и чтобы она (не дай бог!) не забыла его, стелет на дно лежанки свою футболку, чтобы помнила запах друга.
А Марко в таких случаях звонит из Италии, справляется о здоровье своего любимца и просит Алекса часто проведывать Мерлино и посылать ему фотоснимки.
А однажды вся эта добродушная компания устроила kotten-вечеринку, на которой добряк Марко потрясающе исполнил для всех песню «Бесаме мучо!»
… Как светло и радостно становится в клинике после каждого посещения этих людей. Они просто и естественно творят добро. А приходят к нам они часто. С месяц назад Марко подобрал за территорией цемзавода щенка-овчаренка. Принес его к нам. И через некоторое время этого щенка передали молодой паре шымкентцев – Паше и Кристине. На днях он вновь не мог пройти мимо выброшенного кем-то щенка и принес его на реабилитацию в клинику. Надо будет срочно пристроить собачку в добрые руки. Ведь Марко не богач, а простой трудяга, ему тоже не просто каждый раз оплачивать пребывание животных в клинике».
Нина Ивановна просто хотела, чтобы об этих милосердных людях узнали южноказахстанцы.
Мне же в связи с этим вспомнился посыл американского писателя Роберта Уоррена: «Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать».
ПРЕЕМНИК
В Шымкенте проходило много мероприятий, приуроченных к Наурызу, среди них – празднование 20-летия мечети «Жаликул-ата». Она находится на улице Торекулова. Инициатором выступил молодой имам мечети – Досымбек Амирулы Налибеков. В помощь ему – «циркуляр» Духовного управления мусульман Казахстана, объявившего 2016 год Годом религии и исторического наследия. А мечеть «Жаликул-ата», точнее, ее основатель – собственно сам Жаликул-ата Султанов, к историческому наследию имеет самое что ни на есть прямое отношение.
Родился Жаликул Султанов в октябре 1899 года. Прожил 95 лет. До начала Великой Отечественной войны он работал в сельпо села Сайрам.
В годы войны был призван в Красную армию, трудился на Челябинском сталелитейном заводе, выполнявшем заказы Комитета обороны СССР. Доля его самоотверженного труда есть в большой Победе, завоеванной всем советским народом в той изнурительной кровопролитной войне. После ее окончания он вернулся в Чимкент. Гимнастерку солдата-трудяги украшали шесть медалей.
После войны он работал на шахте «Ташкентская разведка». Воспитал 12 детей.
К моменту выхода на пенсию Жаликул Султанов все больше и больше стал обращаться к духовной литературе, изучал Коран. Именно в этой священной книге он находил ответы на многие волнующие его вопросы. Постепенно стал делиться усвоенным со своими друзьями, земляками. В советское время – эпоху тотального атеизма, стал держать оразу – пост. Весной поддерживал среди соседей по махалле празднование запрещенного в советскую пору Наурыз-байрама, поощрял приготовление сумаляка. Со временем так и стал имамом, духовным наставником в махалле (это несколько кварталов частных домов по улицам Толстого и Некрасова), разъяснял людям хадисы Корана. За всю эту «религиозную пропаганду» Жаликул ата не единожды приглашался на «душеспасительные» беседы в местное отделение КГБ. Хорошо, что он был в трудармии – то есть в свое время доказал лояльность к правящему режиму, иначе сослали бы его, как минимум, в Сибирь…
На собственные средства построил небольшую мечеть, которую и оставил людям. Когда он умер в 1995 году, жители соседних домов дали этой маленькой мечети имя Жаликул-ата. А имамом мечети стал его ученик Адылжан Алимбаев. Сегодня имамом здесь служит Досымбек Налибеков. При нем территория мечети расширилась, само здание облицевали.
Вы спросите, где здесь поступок? Во-первых, основание мечети Жаликулом ата. Во-вторых, преемственность. Что ни говори, а за эти годы имя Жаликул-ата могло бы просто «затеряться», забыться – мало ли кто у нас чего понастроил. А поступок Досымбека Налибекова в том, что он сохранил имя Жаликула и под сводами мечети, носящей его имя, организует немало добрых дел как для прихожан, так и просто жителей этого района. Одно из подтверждений тому – прошедшее духовное мероприятие под названием «Дін мен дәстүр» («Вера и традиции»), на которое были приглашены и потомки Жаликул-ата, и прихожане других мечетей города и даже соседнего Ленгера.
Была прочитана пятничная молитва – жума-намаз. Возле здания мечети в двух больших котлах готовился плов. После молитвы всех прихожан, гостей мероприятия пригласили за дастархан, средства на который собрали всем миром – это пожертвования прихожан, а также существенная материальная поддержка потомков Жаликул-ата. С импровизированной сцены звучали слова поздравления, песни, народная музыка. А завершилось это мероприятие спортивными соревнованиями: прихожане состязались в поднятии гирь, беге и перетягивании каната.
Незамысловато, можно сказать, душевно прошел этот день. Чувствовалось, что молодой имам Досымбек Налибеков и его помощники очень старались, чтобы на этом мероприятии никто не чувствовал себя посторонним, а собрались здесь ни много ни мало, а 400 человек разных национальностей. По-доброму вспомнили Жаликул-ата, его потомки благодарили имама за добрую память, преемственность.
НЕЗНАКОМКА
Многодетная семья Елеуовых, в которой трое из пяти детей – инвалиды-колясочники, перед Наурызом въехала в четырехкомнатную квартиру дома №42 по Каратюбинскому шоссе. До этого они три года жили на съемных квартирах. Деньги на жилье собирали всем миром, но большую часть пожертвовала молодая бизнесвумен из Алматы, пожелавшая сохранить свое имя в тайне. О непростой судьбе семьи она узнала из статьи на сайте otyrar.kz. Семья Елеуовых в эти дни ощутила сотни проявлений бескорыстной поддержки, милосердия земляков. А ведь это тоже – большие и малые поступки.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА