Наша редакция продолжает знакомить читателей с красотами родного края. На этот раз нам предстоит путешествие в благодатный Байдибекский район.
Увидеть всю прелесть нашей природы можно – было бы желание. Конечно, если лежать на диване и рассуждать о том, какой у нас плохой сервис, что туристические направления не разработаны и до цивилизованного отдыха нам так же далеко, как до Африки пешком, то можно никогда и не увидеть красивейших каньонов, диких зверей, растений-эндемиков, водопадов и пещер. Между тем все это имеется в Южном Казахстане. Хотя нам действительно есть еще над чем работать и к чему стремиться. И здесь самое главное то, что мы стали это понимать и местные исполнительные органы работают над тем, чтобы сделать отдых туристов более комфортным и приятным.
Да, до Африки с ее сафари нам очень далеко, и не только пешком. На транспорте тоже путь будет не близким. Однако зачем Африка, если мы еще не до конца узнали свой родной край. А нашей природе есть чем удивить – ох, далеко не всем и не до конца раскрывает она свои тайны и секреты.
Теректы
Путь нашей группы лежит из Шымкента в аул Теректы. В этом году здесь открыли для туристов этноаул – модное на сегодняшний день в Казахстане направление. И это действительно удобно. Специалисты из управления природоохраны установили жилище там, где можно без опаски переночевать, развести костер в специально отведенном для этой цели месте, искупаться в горной реке и почувствовать себя настоящим исследователем.
В прошлом году в этом крае побывала группа российских ученых, которые помогают Сырдарья-Туркестанскому региональному природному парку собирать свою «Летопись природы». Этот район в Байдибеке является боралдайским филиалом регионального парка. Так вот ученые были просто в восторге от количества обитающих здесь насекомых и видов растений. К слову, именно здесь в ущелье Теректы, в 2015 году впервые был зарегистрирован вид клопа – слепняк эфедры. Средой обитания этого вида ранее считались Испания, Северная Африка и Марокко.
В том, что здесь много мошек-букашек, я убедилась, так сказать, лично: всякие кузнечики и разноцветные бабочки так и снуют перед тобой, первые – под ногами, вторые – перед глазами. Одновременно удивление и восхищение вызовет у вас целая стая бабочек, которые собираются либо на большом камне, либо на берегу реки. Сделала попытку их сфотографировать. Нашла подходящую «модель» – крупную бабочку с четким ярким рисунком на крыльях. Но, увы, крылатая красавица не подпустила к себе близко. А мощность моего фотоаппарата, к сожалению, не позволила сделать снимок на расстоянии.
За кузнечиками скакать не рискнула. Зато осмелилась отправиться с лесничими вглубь ущелья через ясеневую рощу. Вот уж где кстати вспоминается строчка известного стихотворения: «Там лес и дол видений полны…» Волны, конечно, на заре не нахлынут, но вот мерное журчание реки успокаивает и вводит в легкий транс. Глаза вдруг начинают все отчетливо видеть, уши – улавливать малейшие шорохи.
Мы пробираемся сквозь густые заросли кустарника и деревьев. Здесь всегда надо быть начеку: под ногами то и дело попадаются коряги, ямы и камни. Это усложняет путешествие.
На этом отрезке боралдайского филиала находится охраняемая зона – охраняем от посягательств нехороших людей краснокнижный ясень.
Ясень – удивительное дерево. Древесина ясеня благодаря своей упругости и прочности использовалась для изготовления боевых и охотничьих орудий. Из ясеня делали копья и боевые дубинки, которые получались тяжелыми, крепкими и эластичными. Древние новгородцы изготавливали луки из пяти ясеневых пластин, склеенных костным клеем. Рогатины, с которыми ходили на медведя, копья, стрелы, древки – примеры орудий охоты из ясеня. Большой популярностью пользовалась в древности резная посуда из ясеня. Хорошо высушенные и выдержанные ясеневые доски применялись в кораблестроении. При изготовлении мебели ясень по красоте текстуры приравнивался к черному и красному дереву. В XIX веке ясень использовался для изготовления карет и саней. Из ясеня гнули лыжи, обручи, коромысла, делали весла и ободья колес.
Величина некоторых деревьев в ущелье Теректы просто поражает. Ствол можно обхватить только вдвоем. По-настоящему сказочный вид старым гигантам-ясеням придает зеленый мох. Так и кажется, что сейчас с веток спустится кот ученый и «будет сказки говорить».
Но не до сказок пока. Надо двигаться дальше. Когда первый пыл путешествия начал спадать, пришла легкая усталость. Это вам не в кабинете сидеть, здесь ножками работать приходится. Да и ручками – расчищать себе дорогу, отодвигая ветки деревьев и кустов. К тому же и трава какая-то колючая так и норовит вцепиться в ногу.
А я как назло носки забыла в машине! Но не возвращаться же теперь. Пришлось терпеть. Так что к концу путешествия ноги мои были исцарапаны в кровь, руки устали отмахиваться от веток на пути, но глаза сверкали от восторга после увиденного.
Сейчас бы в речке охладиться, а потом на берегу под солнышком опуститься в самую глубь своего сознания под убаюкивающий шум воды. Но на путешествие нам дан всего один день, а увидеть хочется как можно больше. Да и конь Гена уже нетерпеливо бьет копытом – мол, давай запрыгивай уже и поскакали. Кстати, коника назвали Геной в честь известного казахстанского спортсмена Геннадия Головкина.
Ну что ж, в путь так в путь! Только тебе, Гена, придется отдыхать – дальше мы едем на машине.
Байдибекский каньон
За окном мелькают зелено-желтые холмы и рассыпанные по ним (будто кто-то специально разбросал ярко-фиолетовые бусины) кустики горного райхана. Воздух пьянит ароматами трав: тысячелистника, чабреца, зверобоя – всего и не перечесть.
Когда машина остановилась у подножья каньона, только тогда стало понятно, почему местные жители так им гордятся. Зрелище, которое предстало перед глазами, просто невозможно описать словами.
Кажется, эти каменные исполины молчаливо наблюдают за тобой точно так же, как я всего несколько часов назад наблюдала за мошками-букашками. Однако есть одно отличие: горы не выражают никаких эмоций по отношению к тебе – они величественны и самодостаточны. Это человеку нужно все время куда-то карабкаться, чтобы стать выше. Им – нет.
Пройти вглубь каньона нам не удалось. Но и тот небольшой отрезок, на который нам позволил зайти каньон, показался раем на Земле.
Ущелье ровно пополам рассекает река Кошкарата (тезка нашей речки), и вокруг нее образовался свой мир. Животные чувствуют себя здесь защищенными от человека. Если тихонько, буквально на цыпочках, пробираться по краю каньона, можно понаблюдать за жизнью диких уток.
У меня получилось подглядеть за водоплавающими, но не больше пяти минут – под ногой предательски хрустнула ветка. Утка тут же надолго занырнула под воду. Я пыталась отгадать, в каком месте реки появится ее голова, но промахнулась. Оказывается, смотрела совсем в другом направлении.
Растительность каньона тоже богата. Удивительно, но цветы и кусты растут прямо на камнях. Кроме скал причудливой формы с гротами и пещерами красоты пейзажу добавляют и извивы реки. Она то растекается, то собирается, то раздваивается и опять стекается в одно русло.
Мы прошли совсем немного, и все – вперед горы нас не пустили. Река протекала уже вдоль каньона, и далее передвигаться можно было только вплавь. Жаль.. Здесь свой мир, особенная, не тронутая человеком красота. Покой и вековая тишина. Покидать это место совсем не хотелось. Это действительно рай, который подарила нам природа.
Если вы хотите почувствовать, как в крови вскипает адреналин, то вам нужно непременно устремиться на вершину каньона. Перед вами откроется потрясающее зрелище! Смельчаки смогут подойти к самому краю каньона и заглянуть в его лоно. Дух захватывает!
Где-то там, под тобой, кипит жизнь, а ты на самом верху всего этого великолепия. Твое сознание даже не постигает полностью масштаба того, что происходит! Но происходит что-то весьма хорошее. Ты упиваешься красотой, стараешься через каждую клеточку наполниться чувством полной эйфории. Хочется взмахнуть крыльями и полететь, оставив позади себя заботы и суету, покориться природе и слиться с ней.
И именно здесь, находясь на самой вершине, где не над тобой, а у твоих ног летают птицы, ты начинаешь сомневаться в так называемом величии человека. Он-то всего лишь небольшая и не самая главная, как ему кажется, часть этого огромного и разнообразного мира.
Татьяна Бурдель
P.S. Добраться до боралдайского филиала Сырдарья-Туркестанского регионального парка пока можно лишь на личном транспорте. Инфраструктура еще не налажена, и специальный транспорт для туристов не запущен. Но все же при желании доехать можно: Байдибекский район, аул Теректы. На «Верхнем рынке» стоят таксисты, которые довезут вас до места.