Талгат Шарипов
Талгат Шарипов, управляющий директор, Член правления АО ДБ "Альфа-Банк".

"Альфа-Банк"Управляющий директор, Член правления АО ДБ «Альфа-Банк» Талгат Шарипов рассказал о региональной структуре «Альфы» и посоветовал, как выбрать надежный банк.

Какова была ситуация на рынке Казахстана и у «Альфа-Банк Казахстан» в частности в 2016 году?
В начале 2016-го года в стране сохранялась сложная ситуация, вызванная отсутствием краткой, средней и долгосрочной тенговой ликвидности на рынке, которая началась в конце 2015. Вследствие чего основным игрокам пришлось адаптироваться под рыночные условия и начать формировать запасы ликвидности, чтобы функционировать хотя бы в плоскости своей основной деятельности, в первую очередь, проведение платежей и поддержание стабильности своей работы. Учитывая такую ситуацию в экономике, «Альфа-Банк» первые полгода большое внимание уделял формированию ликвидности и пассивов. Сегодня мы можем сказать, у нас не было проблем с ликвидностью, но нам необходимо было поддерживать определенный запас избыточной ликвидности, чтобы поддерживать кредитами наших действующих клиентов и партнеров. Кроме этого, мы хотели держать ликвидность по более приемлемой стоимости по сравнению с другими банками, так как понимали, что возросшие ставки по кредитам реальный сектор экономики не тянул, а сохранить и поддержать клиентскую базу – это основа работы нашего банка. И мы справились с этой задачей, создав не только запас текущей ликвидности, но и запас избыточной ликвидности в тенге, который можно было уже размещать и в новые кредиты.
Таким образом, вторая половина 2016-го года охарактеризовалась активизацией кредитного рынка. Многие банки накопили достаточный запас прочности, пошли активно по клиентам, потому что все прекрасно понимали, что любая ликвидность, накопленная за период, нуждается в размещении.
Мы тоже хорошо поработали в этом направлении. За вторую половину 2016-го года АБК в кредитовании массового и среднего бизнеса – одного из основных видов деятельности – вырос практически на 25%. Это неплохой результат, учитывая то, что за это время конкуренты практически не показали прирост.

Подводя итоги 2016 года можно сказать, что если в начале года шла борьба за ликвидность, то во второй половине года началась конкуренция за кредитование клиентов. Также, можно отметить что год был успешным и по NPL. Если говорить конкретно о проблемной задолженности в АБК и в блоке МСБ в частности, то у нас ситуация практически не изменилась. Уровень просроченной задолженности «свыше 90 дней» остался на прежнем уровне – в районе 6-8%. Эти цифры говорят о той работе, которую проделал банк не только по выполнению тех норм, которые требует регулятор, но и о том, что большинство наших клиентов хорошо пережили кризис и не испытали шокового состояния.
2015-2016 гг. были непростыми для экономики Казахстана в целом, и многие из наших клиентов обратились за реструктуризацией. АБК всегда отличался и будет отличаться тем, что мы делаем реструктуризацию клиенту на выгодных условиях, анализируя причины допущения просрочки и четко понимая источники погашения займа. Другими словами, мы приветствуем только честных и открытых заемщиков, которые ничего не скрывают и полны решимости, с помощью банка, с честью выйти из сложной ситуации. Мы не отказали практически ни одному клиенту в отсрочке платежа. Уже сейчас, по прошествии полугода можно сказать, что эта реструктуризация работает.

Можно ли сказать, что у «Альфа-Банка» более консервативная политика в отношении реструктуризации и выдачи кредита, чем в целом по рынку?
«Альфа-Банк Казахстан» всегда отличался на рынке Казахстана очень детальным и глубинным финансовым анализом. Мы всегда внимательно анализируем показатели за прошедший период и пытаемся максимально спрогнозировать их на будущее. Анализируя платежеспособность клиента мы принимаем во внимание не только финансовые показатели, но общую информацию о рыночной конъюктуре, отрасли, среде работы, а так же любую другую информацию, которая позволяет нам на момент входа в проект иметь 100% видение этого клиента и перспектив его развития. Мы не ставим себе целью привлечь клиента на краткосрочное финансирование. Цель нашего банка – привлечь клиента и построить с ним долгосрочные партнерские отношения, и у нас не возникает проблем с клиентами при возникновении сложностей на рынке. Нас очень мотивирует то, что у нас много клиентов, которые с нами со дня основания банка, а это более 20-ти лет.

Не секрет, что АБК, как и другие банки, стремится увеличить клиентскую базу. Планируете ли усовершенствовать работу таких сервисов, как работа колл-центров, банкоматов, мобильных приложений и пр. Что для этого делается?
Абсолютно верно, в трехлетней стратегии АБК закладывает значительное увеличение активной клиентской базы. По юридическим лицам, включающим ТОО и ИП, этот показатель будет увеличиваться в 3-5 раз, по физическим лицам запланирован еще более агрессивный рост. Мы четко понимаем, что идя на рынок с активной позицией привлечения, мы должны прикладывать еще больше усилий и затрат для поддержки сервисов. У нас ведется активная работа, как по усилению нашей технической части, так и по подбору качественного персонала, который будет заниматься сервисом. В частности, мы рассматриваем вопрос об обновлении системы обращения клиентов, которая позволит нам сделать клиенту автодозвон, если он не дозвонился. Новая система позволит оператору, разговаривая по телефону с клиентом, в одном окне видеть все обращения клиентов поступающие по другим каналам связи: мессенджеры, соц. сети, электронная почта и другие. И по мере поступления заявок оператор сможет ставить их к себе в очередь, перенаправлять их своим коллегам, которые свободны в этот момент, либо отправлять сразу профильным специалистам, для решения проблем.

Что Вы можете сказать о региональной структуре АБК? Ваши филиалы представлены в практически во всех регионах РК. Чем это обусловлено?
Мы структурируем свой бизнес больше по отраслевому признаку, а не по региональной привлекательности. Мы скорее являемся универсальным игроком, который пытается в каждом регионе развивать приоритетные отрасли и направления, присущие всей экономике Казахстана. Понимая, что торговля сегодня является одним из основных векторов развития, мы ставим её в качестве нашего основного приоритета развития во всех регионах. И в своей стратегии кредитной политики мы четко прописали то, что одним из наших основных преимуществ является кредитование и обслуживание потока по внешнеэкономическим операциям, которые заняты в сфере оптовой, мелкооптовой и розничной торговли. Поэтому, наше присутствие в основных регионах страны обусловлено нашими приоритетами бизнеса.
Кроме этого, мы заключили договор по приему платежей с национальным оператором почтовой связи АО «Казпочта». Теперь даже в самых удаленных точках Республики Казахстан клиентам Банка доступны операции по пополнению счетов (погашение кредита/пополнение счетов/депозитов).

В Казахстане не так много иностранных банков. Есть ли какие-либо выгоды и преимущества для компаний в работе именно с международными финансовыми институтами, такими как «Альфа-Банк» (Альфа-Групп)?
Да, несомненно есть. Во-первых, мы являемся частью консорциума Альфа-Групп, который представлен в таких странах как Россия, Украина, Беларусь, Нидерланды. У нас есть экспертиза группы, и мы можем точечно подойти к решению нужд и потребностей наших клиентов, в том числе за пределами Республики Казахстан. Во-вторых, скорость и стоимость платежей, хотя бы в рамках ЕАЭС (РФ и Беларусь), уже выгодно отличают нас от рынка. Ну и наконец, стандарты работы, сервис, качество сопровождения и обслуживания клиентов, внедренные нашим Холдингом, максимально приближены к международным стандартам.
Альфа-Банк – это крупнейший частный коммерческий банк на территории бывшых стран СНГ, имеющий безупречную репутацию уже 25 лет (22 из них в РК). Поэтому, мы всегда оперативны, мобильны, гибки и вся наша работа строится от пожеланий и во имя клиента.

На какие аспекты должен обращать внимание каждый человек при выборе финансового института и работе с ним?
Когда клиент приходит в банк, мы смотрим на все его аспекты и составляющие: пол, возраст, уровень зарплаты, кредитную историю, финансовое состояние и деловую репутацию – в случае проверки юридических лиц. Точно так же человек должен смотреть на банк, на определенные его составляющие, такие как: рейтинг, достаточность собственного капитала к заемному. Возможно, это сложные инструменты для неподкованного в финансовом плане человека. Проще говоря, эти вещи состоят из следующих показателей: надежность банка, кредитоспособность банка, умение отвечать по своим обязательствам перед клиентами и кредиторами, перед своими вкладчиками. Показатель в рейтинге ТОП-3 международного рейтингового агентства «Standard and Poor’s» говорит, что Альфа-Банк очень уверенно себя чувствует с точки зрения выполнения всех своих поручений. И именно поэтому нам присуждают высокие рейтинги стабильности банка.
Мы, как эксперты, знаем, сколько клиенту нужно денег. Мы понимаем настоящую клиентоориентированность как то, чтобы подсказать клиенту как правильно распорядиться тем, что у него есть и что может дать ему банк. Мы, как банк неравнодушных людей, вовлеченных в потребности клиента и стараемся подобрать наиболее подходящий для него инструмент, который будет способствовать его развитию, при этом не навешивая на него лишние обязательства перед нами. Ведь настоящие ценностные атрибуты бизнеса состоят в том, чтобы правильно ориентировать клиента, как ему лучше распорядиться своими ресурсами.

Талгат, а Вы являетесь фанатом своего бренда?
Я работаю в Альфа-Банке 8 лет. Этот банк уже для меня не просто Бренд, а нечто большее. С Альфой связано много эмоций. Конечно, я люблю Альфу.
У нас в Альфе есть 3 ключевые ценности: «Я – победитель», «Мы – лучшая команда», «Мы радуем клиентов и партнеров». Каждая из этих ценностей исходит из того, что банк не должен стоять на месте. Мы должны всегда идти вперед, искать новые пути развития, придумывать новые продукты и подходы. И это то, что меня драйвит и радует. Я каждый день побеждаю себя, свои страхи и привычки, чтобы показывать сверхрезультат, чтобы быть победителем.
То же самое касается и нашей команды. Мы все объединены общими ценностями и целями, и это такое удовольствие работать в команде единомышленников. И это развивает в нас дух предпринимателя. Мы не являемся наемными работниками, мы – владельцы бизнеса. И мы все работаем над улучшением нашего сервиса и услуг для того, чтобы ежедневно радовать наших клиентов и партнеров.

Асель Уразова

Публикуется на правах рекламы.