В Шымкенте в суде рассмотрена апелляция осужденных нигерийцев-«фокусников». Апелляционную жалобу подали оба нигерийца. При этом, если Обах Жозефат написал довольно короткую петицию в несколько строк, то Нвоке Екиндиричуку был куда более многословным — его ходатайство заняло несколько страниц.
На рассмотрении апелляции адвокаты осужденных высказали позицию своих подзащитных.
Кайрат Бегалиев: «Прихожу к единому мнению, что вина моего подзащитного судом не доказана. Полагаю, что были допущены нарушения требования статьи 24 УПК — дело рассмотрено в одностороннем порядке с обвинительным уклоном. Доводы, указанные в апелляционной жалобе законны и обоснованы, прошу вас поддержать и оправдать моего подзащитного Жозефата Обаха».
В своей апелляции нигерийцы умоляли простить их и отпустить. Утверждали, что сами стали жертвой чуть ли не кражи с угрозами и запугиванием. Заявляли, что во всем виноват тот самый переводчик, с которым они случайно познакомились в Шымкенте, когда принесли в ремонтную мастерскую свой сломанный «мобильник». Примечательно, что эти показания они уже давали в суде первой инстанции.
Из материалов судебного расследования: «…Он говорил по английский и пригласил нас поиграть в бильярд. С ним были его друзья. Во время игры я положил свои вещи на стол. Потом его друзья ушли, а своих вещей я не обнаружил. Там было 2300 долларов. Я пожаловался переводчику. Но он сказал, что его друзья — бандиты, и могут запросто убить нас. Мы испугались за свою жизнь…»
Потом якобы переводчик, обещая вернуть похищенные деньги, втянул их в собственную игру. Именно по его указанию они встречались с каким-то человеком, перед которым окрашивали листы черной бумаги неизвестной жидкостью, помещали в холодильник и так далее. Тем самым, они, не желая того, участвовали в совершении преступления.
Впрочем, эти аргументы нигерийцев были опровергнуты еще на стадии следствия. Таким образом они просто хотели уйти от наказания.
Напомним, отбелить черные доллары шымкентскому предпринимателю предложили мошенники-нигерийцы. Причем, в буквальном смысле. Представители африканского континента, по собственному утверждению, прибыли в Казахстан, чтобы заниматься многомиллионным инвестированием в нашу экономику.
В поисках подходящих проектов мошенники добрались до Шымкента. Здесь-то они и познакомились с одним из местных предпринимателей. Нигерийцы сообщили ему, что являются поверенными лицами крупного чиновника, который, увы погорел, и сел в тюрьму, то ли за коррупцию, то ли за что-то еще. И хотя африканский чиновник сидит, его капиталы — более 10 миллионов долларов — выведены за границу и готовы для вложения.
Недолго думая, южноказахстанский бизнесмен предлагает построить осетровый завод в Атырау. Нигерийцы соглашаются. Спустя несколько дней дельцы сообщили, что через консульство получили деньги. Но только нелегальным переводом.
Ариф Абенов, свидетель: «И они объяснили, что деньги пришли в черных бумажках, чтобы на таможне сканер эти деньги не увидел…» Потом нигерийцы объясняли и показывали нашему бизнесмену, как надо вновь отбелить черные доллары.
После этого нигерийцы заявили, что хотят отбелить все девять миллионов своих «черных» долларов. Но для этого им надо тысячу «оригинальных» стодолларовых купюр. У бизнесмена таких денег не было. В итоге остановились на 18-ти тысячах американских денег…
Айдархан Жунисбеков, прокурор: «Приговор в отношении осужденных считаю обоснованным и законным, подлежащем оставлению без изменения. Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения».
Приговором суда первой инстанции Обах Жозефат и Нвоке Екиндиричуку были приговорены к 5 годам с конфискацией имущества. Однако по амнистии реальный срок им снизили до 3 лет 9 месяцев. После совещания председательствующий судья огласил решение коллегии.
Зиядинхан Пирнияз, председатель коллегии по уголовным делам: «Приговор Аль-Фарабийского суда от 20 января 2017 года в отношении осужденных Нвоке Екендиричуку и Обаха Жозефата оставить без удовлетворения. Апелляционную жалобу удовлетворить частично. Осужденным Нвоке и Обах окончательно определить наказание в виде лишения свободы — 3 года 7 месяцев 2 дня».
У нигерийцев есть право обратиться в кассационную инстанцию.
Данил Шемратов