Ну неужели дождались? Конечно же, я о потеплении отношений между двумя соседними странами – Казахстаном и Узбекистаном. Недавний визит президента Узбекистана в Астану, встреча главы нашего государства Нурсултана Назарбаева с Шавкатом Мирзиеевым дает большой шанс на то, что контактов, общения между нашими странами – на высшем, дипломатическом, деловом, частном уровнях станет больше. Для нас, южан, эта новость не проходная. Слишком многими кровными, родственными узами мы связаны друг с другом.
«Первой ласточкой» потепления стала новость сезона «Осень-2016» об открывшейся для казахстанцев возможности заезжать в Узбекистан на своем авто. Затем было заявлено о возобновлении автомобильного сообщения по трассе М-39, проходящей через территорию Мактааральского района Южного Казахстана. Трасса не использовалась более десяти лет. Потом было заявлено, что на границе соорудят торговую зону.
Месяц март обрушил на нас шквал новостей. Самой бурно обсуждаемой стал запуск 21 марта движения нового скоростного поезда «Алматы-Ташкент», который останавливается у нас в Шымкенте.
Накануне этого события в Ташкенте делегации АО «НК КТЖ» и АО «Узбекистон темир йуллари» обсудили технические моменты запуска этого поезда. Стороны договорились о взаимном предоставлении скидок в размере 70% на места, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями и сопровождающим их лицам, о порядке перевозки багажа и грузобагажа, о периодичности курсирования поезда.
Поезд «Алматы-Ташкент» состоит из 29 вагонов «Тұлпар-Тальго» новой модификации. Он отправляется из Алматы по понедельникам и субботам, из Ташкента – по вторникам и воскресеньям. Время в пути около 16 часов 30 минут. По пути следования поезд останавливается в Отраре, Чу, Таразе, Шымкенте, Сарыагаше и Ташкенте.
Кто-то может спросить: да чему тут радоваться, ведь стоимость проезда от Алматы до Ташкента аж 13 тысяч тенге, а от Шымкента до Ташкента – от двух до шести тысяч. Ведь на автомобиле в разы дешевле! Не торопитесь с выводами.
Во-первых, эти цены – максимальные. На деле же стоимость билета зависит от класса проезда. Самые дорогие билеты – места люкс стоят 13036 тенге, билеты бизнес-класса – 11077 тенге, обычное купе – 9342 тенге и сидячие места – 4228 тенге.
Во-вторых, не забывайте, что есть немало людей, которые ездят в Ташкент за … здоровьем. Диагностироваться, лечиться, наблюдаться после курса лечения, операций. Вот для них такой поезд – спасение. Ведь выдержать трех, а то и четырехчасовое прохождение границы «на своих двоих», да еще впритык к потным гастарбайтерам – настоящее мучение. И потом, есть уже упомянутая солидная скидка для инвалидов и сопровождающих их лиц. Это удобно. В комментариях под этим постом на сайте otyrar.kz читатели пишут – Нигара Нурходжаева: «Хорошая новость. Давно пора», Niyaz Rismetov: «Сколько радости у людей, которые ждали этого 25 лет».
В-третьих, поездка в Ташкент на поезде безопаснее, чем на автомобиле, особенно в зимнее время. Здесь нет лихачей-смертников, «любителей» выезжать на встречную полосу…
Еще одна хорошая «мартовская» новость – пункты пропуска на границе Казахстана и Узбекистана будут открыты круглосуточно. На границе появятся два новых пункта пропуска, а три существующих автомобильных пункта перейдут на круглосуточный режим. Эту новость передал «Казинформ».
И еще – увеличится число авиарейсов из Астаны в Ташкент. А также, на 25 июня запланирован запуск туристического поезда сообщением «Ташкент-Иссык-Куль», он будет проходить через Шымкент. По предварительным данным, запуск поезда намечен на 25 июня 2017 года, а курсировать он будет до 3 сентября. Будем с нетерпением ждать завершения переговоров по этому железнодорожному сообщению под №451/452.
Разумеется, и без этого «не заросла народная тропа» в Узбекистан. Просто последние 20 лет делать это стало сложнее. Было время, что за один световой день успевали доехать до Ташкента, накупать детей в аквапарке, затариться на рынках относительно дешевыми фруктами-овощами и вернуться в Шымкент. А еще раньше ездили коллективами на концерты, спектакли, в музеи, на выставки. Наконец, за саженцами в питомник имени Р. Шредера, сухофруктами, вещами. Кому от этого было плохо?!
Сегодня между нашими странами урегулированы приграничные вопросы. Обе страны одинаково суверенны и равны.
… На сайте nasimov.pro мне попался замечательный пост Максада Джангирова, в котором представители интеллигенции двух стран в беседе за круглым столом говорят «за жизнь», за сотрудничество в гуманитарной сфере. Встреча прошла в феврале этого года. Приведу оттуда цитату поэта Олжаса Сулейменова: «Я прежде всего хочу сказать, что я очень рад тому, что мы разговариваем с нашими узбекскими соседями. Пока соседями. Раньше мы были братьями. Сейчас мы просто соседи, хотя, похоже наступают времена, когда мы вспоминаем, что были братьями.
Я сейчас сидел и вспоминал, когда же я был в последний раз в Ташкенте; или, когда в последний раз был в Душанбе? 25, 26 или 27 лет назад. То же самое может сказать любой казахский писатель: ни одной коллективной встречи казахских писателей с нашими узбекскими коллегами небыло… У нас прекратились контакты. Мы не переводим друг друга на свои языки. Литература, которая замкнулась на себе – она не развивается. То же самое можно сказать и о любом жанре культуре, и об экономике.
Мы получили независимость, но получили и независимость друг от друга – самую худших из форм независимости.
Нужно искать, восстанавливать такую независимость, где была бы осознанная сознательная взаимозависимость. Мы это разрушили, потому что мы не осознавали этого по-настоящему и не поняли, что мы теряли… Выросло целое поколение людей за 25 лет, которые не общались с соседями и не знают о существовании культуры узбекской, киргизской, таджикской, туркменской и так далее, и так далее… Вот это обязательно надо восстановить. И мы очень рады, что Узбекистан делает такой шаг навстречу своим соседям, друзьям с тем, чтобы мы вспомнили о том, что мы все – братья».
Разве скажешь лучше?! Мы – братские народы. Мы выросли, учились, поженились, состоялись в этих странах. Связи были разносторонними. Давайте же их восстанавливать, хоть в день по узелочку…
Фарида ШАРАФУТДИНОВА