На одном из совещаний глава Шымкента призвал всех, недовольных пробками, ходить пешком, либо пересаживаться на велосипеды. Про двухколесный транспорт пока промолчим, а вот насколько город удобен для пешеходов?
Редакция РАБАТа выяснила, что совсем неудобен. Более того, пешеходам предлагается самим бороться за территорию, которая по закону принадлежит им.
Эксперимент
В нашей редакции почти все «безлошадные». Зачастую на работу добираемся либо автобусом, либо на своих двоих. Некоторое время назад я тоже решила в качестве эксперимента добираться до работы и обратно пешком. Почему не автобусом? Дорога, даже с пересадками занимает около часа. Кроме того, битком набитые автобусы в часы пик особой радости не вызывают, и, наконец, зачем тратить время и деньги на спортзал, когда можно устраивать кардиотренировку абсолютно бесплатно, топая до работы пешком да еще и на свежем воздухе!
Сказано – сделано. Но не всегда, как выяснилось, пеший ход безопасен. Во-первых, наши тротуары настолько уникальны, что периодически ты вынужден идти по обочине, чтобы не испортить обувь о выпирающую то тут, то там плитку или о гальку, которой засыпаны внезапные ямы. Впрочем, галька тоже не самый плохой вариант, как выяснилось, потому что иной раз посреди дороги оказывается лужа неизвестной глубины и не факт, что ты себе не переломаешь ноги, пробуя ее обойти. А значит, остается только одно – обочина.
Во-вторых, отдельные владельцы частных домов в своем стремлении сделать этот мир краше, переусердствовали настолько, что создали красоту только для себя и перегородили тротуары высокой изгородью – палисадники у них там, понимаешь ли. А что делать пешеходу? Правильно – идти по проезжей части.
В-третьих, и это, пожалуй, самое удивительное в нашем городе – внезапно заканчивающиеся тротуары. Это когда ты идешь и тротуар внезапно упирается в непонятно что, состоящее из грязи. И только потом ты замечаешь – тротуар на самом-то деле продолжается, вот только… на противоположной стороне. А чтобы туда попасть, тебе либо нужно переходить с нарушением ПДД (никаких зебр в радиусе км не наблюдается), либо топать по обочине до первого светофора или пешеходного перехода. Вот ей богу, даже кому спасибо сказать не знаю.
И, наконец, в-четвертых. Ответьте, пожалуйста, знающие люди, когда, наконец, завершится это противостояние между людьми и машинами? Я говорю о тех случаях, когда ты, шагая по тротуару, вынужден лавировать между припаркованными на нем машинами? Если не ошибаюсь, тротуар – это не парковка. Во всяком случае согласно СНиПам и ПДД РК, «тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, примыкающая к проезжей части дороги или отделенная от нее газоном». Тогда хочется спросить, что забыли на тротуарах владельцы припаркованных авто? Видимо, свое парковочное место на штрафстоянке. Во всяком случае, согласно все тем же ПДД РК, штраф за парковку на тротуаре составляет 15 МРП или 34035 тенге. Плюс 10000 тенге за штрафстоянку. В общем, дорогое удовольствие.
Думаю, читатели могут добавить еще несколько проблем, с которыми ежедневно сталкиваются, передвигаясь по нашим тротуарам. Но одними перечислениями проблему не решить. Потому-то мы и поинтересовались у завсектором благоустройства отдела ЖКХ города Шымкента Ерубая Куралбаева, что делать? К слову, ЖКХ и есть тот самый уполномоченный орган по защите и ремонту тротуаров. Ерубай Журинович поспешил нас успокоить – тротуары под присмотром. Более того, ежегодно выделяются внушительные суммы на их ремонт и содержание.
Выход есть?
Начали мы наш разговор с цифр, а потом перешли к решению вышеназванных проблем. Итак, в прошедшем году на «тротуарные работы» было выделено 270 млн. тенге. «Если помните, в прошлом году мы не только ремонтировали старые тротуары, но и обустраивали велодорожки. Там, где было необходимо, расширили их, проложили пандусы. В целом привели в порядок 35000 кв. м тротуаров. В этом году работы планируем продолжать», – рассказал Ерубай Куралбаев. Правда, пока денег в бюджете на эти цели не предусмотрено. Но чиновники верят, средства на ремонт тротуаров обязательно будут выделены. «Мы планируем отремонтировать 18000 кв. м тротуаров по улицам Казыбек би, Дулати, Торекулова, Ташенова, Айтеке би», – перечислил Ерубай Журинович.
А теперь о нашем наболевшем. Как говорит завсектором, сегодня к борьбе за тротуары могли бы подключиться и жители областного центра. Все, что необходимо – обратиться с заявлением во фронт-офис.
«Действительно, можно видеть картину, когда тротуар оказывается захвачен частниками – бизнесом или жителями. В этом случае нужно написать заявление. Если речь идет о захвате, то данный вопрос находится в ведении земельной инспекции и ГАСКа. Но для удобства жителей, чтобы им не пришлось носиться по городу от одного ведомства к другому, как раз и создан фронт-офис. Вы приходите, объясняете консультанту суть проблемы и вас уже направят к специалисту, который и примет ваше заявление, – объясняет Ерубай Куралбаев. – Если тротуар оказывается завален стройматериалами или строительным мусором, то нужно выяснить, что за организация занималась работами на данном участке. Но опять же, это прерогатива госорганов.
Все, что требуется от жителей – обратиться во фронт-офис. Более того, я могу сказать, что с начала года мы устранили несколько таких фактов самозахвата тротуара по улице Желтоксан».
А что делать, если тротуар просто разбит, убит, и похож на все, что угодно, но только не на тротуар? В этом случае, поясняет завсектором, можно обратиться в отдел ЖКХ: «Мы планируем заложить 30 млн. тенге на ремонт улиц и тротуаров по заявкам жителей. Поэтому, можно смело обращаться к нам либо опять же во фронт-офис. Оттуда заявление обязательно поступит к нам».
А что касается тротуаров у коммерческих объектов, то, как выяснилось, почти все они отданы в аренду предпринимателям, но с условием их благоустройства.
«Изначально, предприниматель, оформляя все бумаги на будущий коммерческий объект, утверждает их в горархитектуре. И если в этом госоргане посчитают нужным, то участок до дороги отводится под благоустройство. Само строение должно располагаться за «красной линией». А тротуар предприниматель должен облагородить, если позволяет место, высадить деревья, разбить газон или клумбу», – поясняет мой собеседник.
Ну а как быть с внезапно начинающимися и также внезапно заканчивающимися тротуарами? В этом случае тоже – как в той поговорке «кому не нравится – пишите заявление». Не факт, что тротуар однозначно проложат – не везде у нас дороги, к сожалению, позволяют это сделать, но хотя бы предусмотрят на таких участках возможность безопасного перехода на другую сторону дороги.
И, наконец, вопрос с водителями, принимающими тротуары за парковку, решается просто – фотографируете автомобиль, припаркованный с нарушением и отправляете в соцсети с хештегом (#) МПС Шымкент – реакция не заставит себя долго ждать. К сожалению, отправить в «личку» городской МПС не получится – эта служба удалилась изо всех соцсетей. Но ее специалисты соцсети мониторят. И еще один вариант – написать заявление в МПС, без соцсетей.
В общем, хотим жить комфортно – помогаем чиновникам. Не жалобами, а конструктивными заявлениями. С просьбой отремонтировать, исправить, построить тротуар там, где это крайне необходимо. А нерадивых предпринимателей, жителей частного сектора, «прихватизировавших» тротуары и водителей, устраивающих парковки на тротуарах, призываем к ответу. Благо, хотя бы малейшие инструменты для этого имеются.
Саида ТУРСУМЕТОВА