В Шымкенте на месте расстрелов в 1937-1938 годах планируется построить развлекательные центры для АДЦ. По крайней мере, так утверждают старожилы микрорайона «Кайтпас», которые вместе с депутатом городского маслихата борются за то, чтобы власти оставили в покое печальное место.
Старейшины просят не тревожить души невинно погибших людей. Небольшое поле — начало Лисьего оврага, стало последним пристанищем расстрелянных в годы политических репрессий и умерших от голода в тридцатые годы людей. Лисий овраг пользуется недоброй славой у шымкентцев. Старики рассказывают, что именно через него проходила дорога на Карабулак, но после войны ее перенесли — люди попросту боялись проходить мимо.
…Молитва за упокой души звучит здесь ежедневно. Старейшины вспоминают жертв политических репрессий и голода. Хоронили на этом месте и после войны. Тех, кто хотел лежать рядом с погибшими близкими. Последняя уцелевшая могила датируется 1958 годом.
Новость о том, что скоро здесь начнется строительство, повергла аксакалов в настоящий шок.
Всего в Лисьем овраге расстреляно несколько тысяч человек. Сколько на самом деле захоронено в братских могилах, не знает никто. На месте одного из захоронений установлен мемориал «Касирет», но остальную территорию оврага никто не рекультивировал, раскопками и переносом останков никто не занимался.
«Мы ребятишками здесь часто играли, — рассказывает аксакал, — дети же — они ничего не боятся. Часто кости находили, родителям несли… Я точно не помню, но, кажется, их перезахоранивали на кладбище… »
С просьбой не тревожить память усопших жители Кайтпаса впервые обратились к депутату гормаслихата два года назад. Именно тогда местные жители узнали о существовании генплана и о том, что здесь начнется масштабная стройка.
«Я в то время заходил на прием к акиму. Он прямо при мне отдал распоряжение о внесении изменений. Вот только почему дальше слов дело так не пошло, мне не известно…», — говорит Гани Ахметбаев, депутат маслихата Шымкента.
На встречу с местными аксакалами пришли представители отдела городской архитектуры и строительства. Они заявили, что вето на строительство сегодня в праве наложить только градоначальник. Аксакалы намерены пойти выше и обратиться к акиму области. Для них крайне важно сохранить память о предках и трагических страницах нашей истории.
А административно-деловой центр подбирается вплотную к «проклятому месту» — так в народе называют Лисий овраг.