Помню, когда была ребенком, папа привез огромных размеров железную бочку, скорее напоминающую цистерну. Дедушка тогда держал баранов и вопрос утилизации навоза периодически поднимался на семейном совете. А действительно, что делать, когда огород удобрен, кизяки слеплены, а соседи отмахивается – у самих этого добра воз и маленькая тележка. Тогда папа предложил перерабатывать навоз в газ.
Подробности помню плохо. Но говорил, что такие технологии давно уже применяются на западе. А газ, который будет вырабатываться, можно будет использовать для обогрева жилья и приготовления пищи. Не знаю, почему, но дело на том и остановилось. А бочка так и стоит во дворе…
С тех пор прошло чуть больше 30 лет. И технология, о которой когда-то говорил мой папа, успешно внедрена на крупнейшем в городе предприятии. Собственно, кому и было этим заняться, как не ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», занимающемуся не только водоснабжением, но и водоотведением.
Неделю назад аким области в торжественной обстановке дал старт работе биогазовой установки на городском комплексе очистных сооружений. Мы не будем погружать вас в атмосферу торжественности, лучше расскажем о так называемом круговороте энергии в рамках одного предприятия.
С чего все начиналось
На комплекс очистных сооружений (КОС), расположенный в 13 км от центра города, я приезжала несколько раз. Помню, первые поездки всегда заканчивались жуткой головной болью – сказывалась реакция организма на неприятный запах, витавший как на территории комплекса, так и в радиусе километра от КОС.
Тогда специалисты говорили, что комплекс, построенный около 30 лет назад, нуждается в ремонте. А канал, по которому сточные воды попадают на КОС нужно закрыть. Так решится вопрос неприятного запаха для близлежащих районов. Помню, с какой радостью позже нам сообщали, что канал-таки закрыт и теперь на предприятие не поступают жалобы от жителей. Вот только на самом комплексе специфический запах держался еще долгое время.
В 2008 году компанией «Водные ресурсы-Маркетинг» и Европейским банком реконструкции и развития было подписано соглашение, в рамках которого началась масштабная реконструкция КОС.
«Наши очистные сооружения были построены в 1983 году – система механической очистки, а в 1987 – биологической. И долгое время средства на ремонт не выделялись. Руководством нашей компании было принято решение о модернизации КОС. Для реализации этого амбициозного проекта были закуплены новые технологии, современное европейское оборудование. В результате модернизации КОС у нас получилось меньше нагрузки на экологию и чище вода на выходе, – рассказала руководитель комплекса Ирина Казаринова.
Но если был решен вопрос с очисткой воды, то вопрос утилизации осадка, который являлся отходами производства, оставался открытым.
«Мы просто его складировали по разрешению от экологических служб в определенный лок (хранилище). И этот осадок приносил неприятности жителям, которые живут рядом. Неприятный запах особенно сильно ощущался в ветреную или дождливую погоду. Да и вообще это была нагрузка на окружающую среду. И руководство компании приняло решение построить цех по переработке этого осадка. Сейчас в результате строительства этого цеха, основное назначение которого обезвредить осадок, мы получаем тепло и электроэнергию».
К слову, осадок, прошедший все этапы переработки, можно использовать в различных сферах – от удобрений до подсыпки при строительстве дорог и тротуаров. В компании пока не решили, какой из всех возможных вариантов выбрать.
Расщепили на…
Казалось бы, все ясно, воду очищают, осадок направляют на производство газа и электроэнергии. На самом деле, процесс этот непростой и трудоемкий. Я, например, просто не могу себе представить, что нужно сделать с загрязненной водой, чтобы отделить из нее правильный, а не абы какой осадок.
Всю технологию очистки объяснила главный технолог очистных сооружений Назым Жунусова: «Ежедневно на КОС поступает 100 тысяч кубометров канализационной воды. Но скажу сразу, жители у нас, увы, не понимают, что в канализацию нельзя спускать мусор. Потому-то и скапливается на первом этапе механической очистки горы того, чего в канализации просто не должно быть. Система механической очистки представляет собой автоматические решетки с прозором 6 мм. Они работают в трех режимах и очень удобны в эксплуатации. На них и задерживается весь мусор, попадающий в канализацию.
Потом вода подается на песколовки. Сделать это необходимо, чтобы не повредить оборудование и насосы, для которых попадание песка чревато полным выходом из строя. На этих аэрируемых песколовках очень эффективно осаждается песок, который потом отправляется в сепаратор, где происходит отделение технической воды и обезвоженного песка. Затем вода попадает на первичные радиальные отстойники, где она отстаивается, а осадок, как сырье, мы отправляем в цех обработки. Осветленная вода отправляется на биологическую очистку».
По словам главного технолога, процесс биологической очистки позволит очистить воду от органических загрязнений: «На аэротенках подается воздух и выращиваются специальные микроорганизмы. Они-то и расщепляют органические соединения. Иловая вода после аэротенка попадает на вторичные радиальные отстойники, где отстаивается активный ил. После чего часть возвращается в аэротенки на рециркуляцию, а часть в цех обработки осадков, как сырье.
А очищенная осветленная вода после радиальных отстойников попадает самотеком по каналам в Буржарский накопитель, где ее применяют для полива технических культур. Мы и раньше очищали воду в аэротенках, но оставался определенный осадок. Теперь же вода настолько чистая, что ее можно сбрасывать даже в реку, но пока мы этого не делаем».
Осадок в дело
Реконструкция комплекса велась в два этапа. А вот третьим и был тот самый этап производства биогаза, электро- и тепловой энергии.
Начальник цеха обработки осадка рассказывает, как из массы, которая долгое время приносила сплошные неприятности жителям соседних районов и была головной болью руководства предприятия, стали производить биогаз.
«Два вида осадка после очистки воды поступают к нам в цех – это избыточный активный ил и первичный осадок из первичных отстойников. Они смешиваются, поступают в резервуар смешанного осадка, а далее направляются в цех теплообменника. На теплообменнике этот осадок подогревается при температуре 38-39 градусов и подается в метантенк. Метантенк – сосуд, где происходит брожение. В процессе брожения получается биогаз метан. Полученный биогаз направляем в газгольдер, вместимостью 2000 кубов газа. Оттуда – на станцию повышения давления и уже с увеличенным давлением подается на генераторы и на котлы. Генератор вырабатывает 500 кВт электроэнергии и 840 кВт тепловой энергии. А отработанный осадок, сливающийся с метантенка, поступает на иловые карты, где высушивается. А что с ним делать дальше – пока думаем. Главное, что он безвредный и абсолютно не имеет запаха».
Технология «биогаз» включает в себя несколько цехов. А возводить все эти сооружения доверили проверенной строительной компании – «Сарыагаш аман».
По словам директора ТОО Асии Жиенбековой, этот проект был сложным и интересным одновременно: «Это сферическое здание было самым интересным для нас. Хотя, могу сказать, на этом проекте мы получили огромный опыт».
Работали над проектом 120 специалистов предприятия, 20 из них прорабы, 40 монтажников, остальные – слесари и рабочие. А ведущие специалисты набирались опыта в Польше на предприятии – партнере ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг».
Вот так из сточной воды, подумав о которой многие поморщатся, на предприятии вырабатывают не только поливную воду, но и биогаз, тепло и электроэнергию. Причем, о том, как все это реализовать, здесь задумались задолго до проведения международной выставки «ЭКСПО-2017».
Саида Турсуметова
Это интересно
Кофейное топливо
Часть городских автобусов Лондона решили перевести на биодизельное топливо, изготовленное из спитого кофе. Оказывается, что перерабатываемые промышленным способом кофейные отходы можно использовать для заправки автотранспорта и отопления зданий. Каждая использованная тонна этих отходов позволит снизить выброс углекислого газа на 6,8 тонны. А если учесть, что ежегодно в Лондоне образуется примерно 200 тысяч тонн кофейных отходов, польза от такого биотоплива ожидается довольно внушительной. Любопытно, что для обеспечения топливом одного лондонского автобуса жителям и гостям столицы необходимо выпивать 2,55 миллиона чашек в год, сообщает Би-би-си.
Углю – нет
В немецком Бонне в ходе Конференции ООН по проблемам климата 20 стран договорились отказаться от угля в производстве электричества. Об отказе от этого ископаемого топлива некоторые страны объявили после подписания Парижского климатического соглашения в 2015 году. Многие из них вошли в Международный альянс по отказу от угля в производстве электроэнергии к 2030 году. Они планируют делиться технологиями для сокращения выбросов СО2.
«Пивзин» по-новозеландски
Новозеландский производитель пива DB Breweries и местная топливная компания Gull Petroleum начали производство бензина с содержанием этанола, полученного из отходов пивного производства. Как сообщает официальный сайт компании Gull Petroleum, бензин «пивного» происхождения продается на всех заправочных станциях сети в Новой Зеландии, часть из заправок даже была оформлена в новом стиле. Пока заявляется, что рекламная акция будет ограничена по времени: тестовая партия «пивзина» имеет объем 300 тысяч литров.