Россия, Беларусь, Узбекистан, Китай, Казахстан – участники этих стран сегодня собрались в Шымкенте, чтобы не просто обсудить проблемы сферы пассажирских перевозок нашего города, но и найти пути их решения.
Отметим, такое мероприятие проходит в Шымкенте впервые спустя 27 лет по инициативе акимата города Шымкента. Последний подобный форум проходил в Шымкенте в 1991 году. В работе форума приняли участие представители 10 заводов-изготовителей автобусов, компании по организации электронного билетирования, пассажироперевозчики города и представители, финансовых институтов.
Как выяснилось, проблемы, которые сегодня испытывает сфера общественного транспорта города характерна для многих городов.
Так, представитель консалтинговой компании Руслан Халилов отметил, что несоблюдение графиков и некачественное обслуживание пассажиров с одной стороны и отсутствие субсидирования или невозможность обновления парка и вопрос с электронным учетом – проблемы, характерные для автопарков всех городов Казахстана. Но все они решаемы.
Руководитель отдела транспорта города, выступая перед собравшимися подчеркнул – одна из главных задач – определиться, какие автобусы лучше всего подходят Шымкенту по трем параметрам: климатическим, ценовым и качественным.
Представитель белорусского предприятия «Белавтмаз» Геннадий Скитов убежден – их автобусы лучший вариант для Шымкента и вот почему.
«Во-первых, мы работаем на моторах марки MERSEDES, кроме того, мы можем оснастить автобусы кондиционерами и системой отопления. А это значит, что наши автобусы могут отлично работать при любых температурах и работают. В том числе и в вашем городе. Был приятно удивлен, когда в аэропорту у трапа самолета нас встретили автобусы нашего производства», — говорит Геннадий Скитов.
Пассажироперевозчики Шымкента согласны – автобусы белорусского производства давно уже стали брендом. Но и для их покупки необходима прежде всего поддержка акимата.
«В ходе совещаний различного уровня мы неоднократно поднимаем вопросы датирования и увеличения сроков договоров с акиматом. И буквально вчера прошло совещание с участием министра транспорта, на котором мы предложили, чтобы автобусы казахстанского производства нам предоставляли по льготной ставке – 4 % и вместо первоначального взноса в 30 %, чтобы нашим гарантом выступил акимат», — подчеркнул Дархан каюпов, председатель ассоциации «Южавтотранс».
Судя по всему, акимат и пассажироперевозчики нашли общий язык. Ведь сейчас акимат рассматривает несколько вариантов решения вопроса обновления автопарка. В том числе и озвученный пассажироперевозчиками.
«Это и вариант, когда акимат выступает гарантом, и вариант, когда акимат приобретает автобусы и передает их в доверительное управление пассажироперевозчикам. В этом случае мы сможем новые автобусы пустить по центральным улицам, а уже имеющиеся на отдаленные маршруты. Еще один вариант – создание муниципального парка. В любом случае мы говорим, что увеличить срок договора по маршрутам можем до 10 лет. Но при условии, что это будут автобусы одного предприятия и главное – будет создан сервисный центр от завода-изготовителя, который будет обслуживать автобусы на всем их цикле», — говорит Куатжан Жуматаев.
Отдельно обсуждалась проблема учета пассажиров. Когда эта система будет налажена, отпадет вопрос нерентабельности, уверены как разработчики программ так и специалисты отдела транспорта.
Какие автобусы будут колесить по дорогам Шымкента пока неизвестно. Образцы, представленные на форуме на первый взгляд показались комфортными причем для всех категорий граждан, в том числе и мам с колясками и лиц в инвалидных креслах.
Форум прошел результативно, участники обменялись мнениями относительно того, каким должен быть пассажирский транспорт города.
А это значит, что уже в ближайшем будущем сферу пассажирского транспорта Шымкента ждут большие перемены.
Саида Турсуметова