Кровавый след шымкентских протекторов

1323
Горящий автобус на трассе

Когда в Шымкент пришла страшная новость о людях, заживо сгоревших в автобусе на трассе «Шымкент-Самара», многие горожане мысленно вздрогнули в неприятном предчувствии. И, к сожалению, не ошиблись.

Еще не поступила официальная информация, а особо внимательные читатели новостей в интернете увидели на фото с горящим автобусом госномер, начинающийся с литеры «Х». В очередной трагедии фигурировал наш южноказахстанский автобус…

… А после того, как пользователь социальных сетей на своей страничке опубликовал имена пятерых выживших в страшной трагедии людей, у шымкентцев уже не осталось сомнений.

Исламкул Абдинабиев написал: «Выжили пятеро. Это Максат Пернебеков, житель ЮКО, Нуржан Киргизбаев, житель ЮКО, Барат Танатаров, житель ЮКО и двое граждан Узбекистана: Ахрор Исаков и Исроилджон Мирзахмедов. Мы скорбим по погибшим и молимся за выживших, все они в больнице…»

«18 января на автодороге Самара-Шымкент в Актюбинской области сгорел автобус, погибли 52 гражданина Узбекистана. (…) Возгорание автобуса произошло на трассе Самара-Шымкент в 10 километрах от поселка Калыбай в 320 километрах от Актобе…» – из официального сообщения ДЧС Актюбинской области.

По словам матери одного из выживших – водителя Максата Пернебекова, незадолго до происшествия, мужчина прислал родным видеоролик, в котором рассказал, где сейчас находится, какая температура на улице, и сколько ему еще осталось ехать до пункта назначения.

«Я у всего народа Узбекистана прошу прощения, у матерей погибших ребят», – говорит женщина со слезами на глазах.

Родные Максата Пернебекова о том, что он выжил, услышали по телевизору, после чего им удалось дозвониться до родственника. Мужчина сообщил, что получил ожоги рук и головы.

«Он спал, а другой водил. Не знаю, как произошло, говорит. Я говорю: «Максат, что, не могли что-ли спасти, дверь не открыли? Почему?» А он говорит: «Әпше, я не знаю, вышел – и взрыв автобуса», – рассказала сестра Пернебекова.

Как отмечают родственники, Максат водил автобус «Сетра» 4 года, много раз ездил на нем, дорогу знал хорошо. По их словам, Максат был наемным работником. Владелец транспорта платил ему до 60 тыс. тенге за рейс.

Чуть позже стало известно, что все водители сразу после больницы были задержаны и водворены в ИВС.

… Все погибшие – граждане Узбекистана. Читать имена и даты рождения тех, кого эксперты уже идентифицировали, больно и страшно. Муродуллаев Боходир Акбарали угли, 1998 г.р., Нишанов Акмалжон Авазбек угли, 1996 г.р., Рахмонов Омонулло Уктамжон угли, 1997 г.р. Мухамадину Хусниддинову 2 декабря исполнилось 19, Шохруху Зокирову 7 февраля стукнул бы 21 год… Совсем мальчики… И таких мальчиков в автобусе было большинство…

Президент Казахстана выразил соболезнования в связи с трагической гибелью граждан Узбекистана. «Разделяя невосполнимую потерю, от имени народа Казахстана и от себя лично прошу передать слова сочувствия и поддержки родным и близким погибших. Пострадавшим желаю скорейшего выздоровления и возвращения к своим семьям», – говорится в телеграмме.

Возгорание автобуса в Актюбинской области Казахстана, в результате которого погибли люди, является неcчастным случаем, считает заместитель министра внутренних дел республики Ерлан Тургумбаев. Свою позицию замминистра озвучил на специальном брифинге.

«Салон автобуса выгорел почти полностью. Поэтому мы привлекли к расследованию судебных медиков и других специалистов. По предварительной причине, возгорание произошло от паяльной лампы, которой обогревали салон пассажиры. Также была обнаружена канистра из под бензина…» – сказал он.

На брифинге Тургумбаев рассказал, почему люди не смогли выбраться из салона авто.

«Хотел бы особо отметить, что там не было дорожно-транспортного происшествия. Автобус стоял на проезжей части в нормальном, технически исправном состоянии. Никаких криминальных последствий мы не видим. То есть это, скорее всего, был несчастный случай. Это подтверждается предварительными показаниями пяти выживших. Все они утверждают, что пожар начался в салоне автомашины. В начале пошел едкий дым, из-за чего многие получили отравление, что является первой причиной – почему все не спаслись. И второе – когда открылась дверь, был доступ кислорода, и автобус вспыхнул изнутри. Это не дало возможности пассажирам выйти из салона. Кроме этого, было очень много багажа внутри. Автобус был двухэтажный, люди находились на втором этаже, багаж – на первом. Багаж полностью сгорел. То есть, было большое пламя, большое возгорание», – сообщил замминистра МВД.

А в ЮКО в это время полицейские разыскивают Ордухана Мехтиева, владельца автобуса, в котором сгорели люди.

На мужчину было оформлено три автобуса. Сгоревшему автобусу, 1989 года выпуска, следовало пройти техосмотр еще 2 года назад. Один автобус зарегистрирован в Шымкенте, второй в поселке Актас, а третий – в поселке Жибек Жолы. Не исключается, что документы о техосмотре были поддельными. Мехтиев не зарегистрирован как перевозчик, но он заключил договор с частной компанией, обладающей лицензией на перевозки.

«Владелец автобуса Мехтиев Ордухан Сабироглы. Лицензия на нерегулярные пассажирские перевозки: не получал (имеется вероятность работы по договору аренды)», – говорится в сообщении МИР РК. – Обязательный техосмотр был пройден 17.08.2015 года (ЦТО ИП «Искаков Н.Е.», г. Шымкент), срок завершения 17.02.2016 года. Марка автобуса – «Kassbohrer Setra» г/н X 335 РСМ. Автобус 1989 года. Его вместимость 59 человек».

Журналисты тоже не сидели сложа руки. На автобазе поселка Жибек Жолы, зарегистрировавшей злополучный автобус, с корреспондентами поделились новыми подробностями. Владелец – независимый перевозчик. Автобус поступил в Жибек Жолы без лицензии на перевозки и без пассажиров. Врачи осмотрели водителей, а механик проверил техническое состояние машины. Техосмотр проверяют сотрудники полиции и собственно перевозчик, в этом случае – хозяин автобуса, сказали на автобазе.

Подчеркивается, что автобаза не арендовала автобус и не заключала договор на перевозки – лишь на медицинское освидетельствование водителей и предсменный техосмотр машины.

Замруководителя Инспекции транспортного контроля по ЮКО Олег Петухов в комментарии журналистам заявил, что хозяин автобуса имел договоренность с частным перевозчиком.

Удалось узнать и еще одно обстоятельство: контора, которая, якобы, провела техосмотр автобуса, практически в то же время была со скандалом закрыта – слишком часто ее уличали в липовых справках…

Трагическое ДТП во Владимирской области: создана горячая линияВ России, во Владимирской области 6 октября 2017 года автобус из ЮКО с гражданами Узбекистана, в числе которых были и дети, застряв на железнодорожном переезде, попал в ДТП с поездом. От удара автобус разорвало на две части и раскидало на расстояние 500 метров. В том злополучном автобусе погибли 15 граждан Узбекистана и шымкентский водитель. В числе погибших 10-летний мальчик. Еще пятеро пассажиров автобуса – двое детей и трое взрослых – в критическом состоянии доставлены в больницу. В автобусе находились 58 человек, из которых 2 водителя (граждане Казахстана), остальные 56 – граждане Узбекистана.

4 декабря 2017 года в 8 часов утра на 62 км автодороги «Алматы-Бишкек» перевернулся пассажирский автобус из Шымкента. Согласно поступившей информации, на месте ДТП погибли два человека. В больницу села Узынагаш с различными травмами доставлено десять человек, среди которых один несовершеннолетний. Чуть позже в больнице с травмами, несовместимыми с жизнью, не выходя из комы, ушла из жизни молоденькая девушка-пассажир. Автобус, в салоне которого находилось 43 человека, направлялся из Шымкента в Алматы…

Бесконтрольность собирает свои жертвы. Правда, очень их много…
С нерегулярными перевозками пассажиров у нас вообще парадоксальные штуки происходят. Во-первых, нерегулярным перевозчикам запрещено выезжать с автовокзалов, а можно из любой подворотни, переулка и тупика. Загружайте сколько хотите, кого хотите – и вперед.

Во-вторых, раньше условия перевозки людей, в том числе и техосмотр техники, проверяла на дорогах инспекция транспортного контроля. С 2013 года эти функции у них забрали и передали полиции. Однако затем полиции запретили останавливать транспорт взмахом руки и просто для проверки документов. Теперь это они могут делать только, если водитель автобуса нарушил правила дорожного движения и экипаж это увидел.

Получается, что с полным пакетом нарушений, но соблюдая ПДД, автобус может спокойно ехать по трассам страны и ничего ему за это не будет. До тех пор, пока не произойдет трагедия.

Известный шымкентский предприниматель Болатбек Алиев, в свою бытность заместителем акима ЮКО курировал транспорт, в том числе и междугородний, и знает проблему изнутри. Уже не первую за последнее время трагическую ситуацию Болатбек назвал «неизлечимой болезнью».

«После ужасной трагедии местная полиция и транспортная инспекция начнут (если еще не начали) проверять «автобусников», – прокомментировал Алиев ситуацию. – А я вот недавно спорил с одним специалистом, который жаловался на то, что закон не позволяет этих автобусников проверять до аварии, что органы контроля не могут останавливать эти ТС и проводить контрольные мероприятия. А кто им мешал ранее и мешает сейчас проводить профилактические мероприятия с уполномоченным органом, которым является управление пассажирского транспорта области? Почему управление пассажирского транспорта не занимается своим делом и не организовывает нормальные пассажирские перевозки? Под ним все конкурсы по определению перевозчиков, лицензирования, все автостанции и автовокзалы сертифицируются им же…»

Именно в обязанности управления пассажирского транспорта входит создание условий для пассажиров и пассажирских перевозчиков, подчеркнул бизнесмен. Кто мешает им создать единую базу данных всех транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и внедрить ее в базу данных местной полиции?

«Местная полиция сейчас тоже, конечно, сошлется на отсутствие у нее функции останавливать без причины автобусы, и, по всей вероятности, после этой ужасной трагедии будет просить, к примеру, снова открыть посты, дать права без основания останавливать ТС», – уверен Болатбек.

«Я хочу донести до всех, что аварии будут продолжаться и будут жертвы до тех пор, пока у начальников не появятся желание и необходимые знания для организации качественной работы пассажирских перевозчиков (хотя, скорее, не появятся новые начальники с желанием и знаниями). Знаю, что в ЮКО на перевозках пассажиров задействовано несколько сотен ТС, но не знаю их статус в рамках правил перевозки пассажиров на автомобильном транспорте. Если мои сомнения в том, что эти несколько сотен работают законно, верны, а я думаю – верны, то каждый из них в любой момент может повторить подобную трагедию. И обязательно, как всегда, уполномоченные органы сделают крайним владельцев и водителей этих ТС!» – предупреждает Алиев.

Это мнение человека, знающему ситуацию изнутри. Вот только прислушаются ли к нему? Или кровавый след так и будет тянуться за протекторами шымкентских автобусов на много тысяч километров…

Елена БОЯРШИНОВА, по материалам из открытых источников

Реклама