Театр и актеры Султана Абдиева

614
Султан Абдиев
Реклама

«Одноклассники», «Белое облако Чингизхана», «Ханума», «Хитроумная влюбленная», «Эзоп» – это далеко не все спектакли, которые приезжал ставить на шымкентской сцене известный режиссер Султан Абдиев. Эти блестящие постановки остались нам на долгую память…

Наш земляк, режиссер Султан Назирович Абдиев ушел из жизни 7 февраля после продолжительной болезни. Он долгое время жил в России, руководил Мурманским областным драматическим театром, ему принадлежит более сотни театральных постановок. Даже находясь далеко от своей родины, Султан Назирович никогда ее не забывал. Он часто приезжал в Шымкент и всегда с идеей поставить спектакль. Своим расцветом и сегодняшней любовью шымкентских зрителей наш театр во многом обязан и ему.

Сегодня ни одно из его театральных творений, премьеры которых состоялись на сцене областного русского драматического театра Шымкента уже более 10 лет назад, не теряет свою аудиторию, а, напротив, продолжает собирать все больше зрителей. Кажется, что интерес и любовь к этим постановкам неиссякаемы.

Каким же был режиссер Султан Абдиев? Что знают и помнят о нем те, кому посчастливилось с ним работать? Его коллегам есть, что вспомнить и рассказать. Эти воспоминания – одновременно и радость от того, что это было, и боль от того, что больше не будет, говорят хорошо знакомые шымкентскому зрителю ученики режиссера. Сейчас всеми любимые актеры областного русского драмтеатра переживают огромную утрату. В жизни каждого из них Султан Абдиев сыграл особенную роль.

Закончив театральный институт в Ташкенте (у режиссера было три высших образования: первое – КазХТИ в Шымкенте, второе ташкентский вуз, третье – ГИТИС в Москве), он начал работу в Чимкентском русском драматическом театре. Сначала актером, потом режиссером-постановщиком, а после и главным режиссером.
Ставить спектакли он приезжал к нам, и окончив ГИТИС. Тогда русский драматический театр как раз нуждался в громкой премьере. Султан Абдиев нам ее подарил. О чимкентской премьере трагического фарса «Театр времен Нерона и Сенеки» заговорила вся страна.

Для Игоря Вербицкого, сегодняшнего художественного руководителя областного драматического театра, Султан Абдиев – не просто наставник. Игорь Владимирович один из немногих его коллег, кто помнит мастера театральных постановок еще и как замечательного актера. Их первая встреча состоялась сорок лет назад, встреча молодого восхищенного зрителя и его кумира – актера Султана Абдиева.

Султан АбдиевЗа 38 лет своей последующей работы в театре, среди десятков своих коллег Игорь Вербицкий и сегодня выделяет Абдиева как лучшего среди лучших.

«Говорят, что у актеров есть свои режиссеры, у режиссеров свои актеры. Вот Султан Назирович был моим режиссером с большой буквы, и я больше, наверно, такого не встречу, чтобы так же понимал меня, чтобы я так же понимал его, – признается Вербицкий. – Вспоминается его незабываемая улыбка, глаза мудрые, с такой хитринкой хорошей, с творческой. С какой-то идеей в глазах он жил. Они никогда не были потухшими. Таким его и вспоминаю всегда. И его спектакли, конечно».

Спектакли Абдиева, поставленные на шымкентской сцене в начале 2000-х, действительно уникальны. В них видна рука мастера, его особенный почерк. И это признают не только коллеги режиссера и театралы Шымкента.

Поставленный заслуженным деятелем искусств России Султаном Абдиевым спектакль «Одноклассники» покорил и московскую сцену, на Международном театральном фестивале «Смотрины» в 2016 году. Тогда даже автор пьесы Юрий Поляков был шокирован тем, как точно были воспроизведены и отыграны все сцены, как они совпадали с его виденьем.

Султан АбдиевСегодняшняя труппа русского драматического – это именно те актеры, которые не раз играли в спектаклях Султана Абдиева. И в их памяти остались не только громкие премьеры, но и многочисленные репетиции, рабочие моменты, беседы с режиссером, каждое слово которого было весомо и зримо.

«Легко было с ним работать, потому что сразу было понятно, что ему нужно, что хочет режиссер, – признается актриса театра Галина Петриченко, и на ее лице и слезы, и улыбка. – Конечно, иногда он заставлял и через себя переступать. Как это было в «Одноклассниках». Тяжелое было для меня произведение. Но как сильно помог он мне… Дело в том, что там нужно было раздеваться, а мне этого абсолютно не хотелось. Но Султан Назирович нашел за что зацепиться, как объяснить, как подойти к этой непростой сцене, чтобы она выглядела эстетично… Немало было таких моментов, тогда трудных, о которых теперь вспоминаешь с улыбкой. Благодаря режиссеру, который мог многое перевести в юмор».

Султан Назирович сумел не просто запомниться хорошими моментами, он дал актерам сильную школу. Эти знания и умения они применяют и по сей день.

Актер русского драматического театра Анатолий Петриченко тоже уверен, что такого, как Абдиев, в его жизни больше не будет. Поступив в Ленинградский театральный институт, Анатолий и не думал, что вернется в родной город. И не представлял, что станет ведущим актером шымкентского театра. Если бы не Абдиев, так бы и было.

«Часто вспоминаю свою молодость, когда только школу закончил. Тут у нас театральная студия была, которую сначала Олег Александрович Белинский открыл, а продолжал уже Султан Назирович Абдиев. Мне довелось с ним позаниматься там. Он открыл театральное искусство для меня с другой стороны. Что это не просто вышел, развлек, повеселил. Это работа, которая заставляет задуматься, по-настоящему осознать, зачем ты выходишь на сцену, зачем вообще этим занимаешься. У него очень хорошая психологическая русская школа была, лучше, мне кажется, не будет», – с сожалением говорит актер.

Сергея Пушкарева затянул в театр тоже Султан Назирович. Актер и сейчас помнит свой первый экзамен по приходу из армии, как читал тогда Маяковского «Стихи о советском пас-порте». Как волновался, а напрасно – режиссер уже все решил. Решил, что этот парень должен играть на сцене.

«Все актеры и даже весь технический персонал хотели с ним поработать. Потому что, знаете, чувствовали вот эту энергетику положительную. Он заряжал этой энергетикой, и хотелось еще что-то делать и делать, искать хотелось. Вот он находил свои подходы к каждому. Где-то кому-то строго скажет, к кому-то наоборот, как бы с лаской подойдет. И это принималось. Даже что-то жесткое, сказанное им, не было в обиду. Потому что ты понимал, что это во благо и тебе самому, и спектаклю, и театру», – признается Сергей Пушкарев.

Актеры рассказывают, что огромную роль Султан Абдиев сыграл не только в их профессиональной жизни, но и в становлении каждого из них как человека. Его спектакль «Ханума» сегодня любим многими зрителями, а в жизни исполнительницы главной роли Олеси Жуковой он стал решающим. Ведь до этой премьеры в жизни молодой актрисы главных ролей не было.

Ей нужно было еще учиться и учиться. Что она и делала каждый день, проведенный в работе с Султаном Назировичем: садилась рядом с тетрадью и записывала все, что нужно прочесть, что нужно доработать, с чем ознакомиться.

Султан АбдиевБудучи выпускницей филологического факультета и довольно начитанной девушкой, Олеся и не думала, что будет читать уже прочитанное, как в первый раз. Но Абдиев на каждой репетиции любил делать отсылки на героев классической русской литературы.

А начинающая актриса замирала от мысли, что не помнит, когда это тот или иной герой так высказывался. Бежала перечитывать, переучивалась и росла. И звездный час пробил – поставленная Абдиевым комедия «Ханума» открыла Олесю Жукову шымкентскому зрителю.

«Это первый режиссер, который доверил мне главную роль. Для меня это было очень важно. После этого я почувствовала в себе силы, что я могу, что у меня получится. До сих пор меня узнают на улицах, в такси именно как Хануму. И то, что меня так любят зрители, это во многом его заслуга. Потому что этот спектакль видели многие и много раз. Я очень люблю этого человека, очень ценю его. И его уход – для меня это большая боль. В моей жизни было много режиссеров, и каждый талантлив по-своему, но Абдиева никто не заменит. Я знала о его болезни, но до последнего надеялась, что все сложится иначе, и у меня еще будет возможность поработать с ним…» – делится актриса.

Султан АбдиевНо не сложилось. Султан Назирович ушел, оставив не воплощенными много идей и желаний, планов и проектов. Все спектакли, которые поставил режиссер, надолго останутся в наследии русского драматического театра ЮКО. А сам Султан Назирович Абдиев – в сердце тех, кто его знал.

Зарина Шарипова