Кто они — главные фигуранты по делу Бишимбаева?

Куандык Бишимбаев

Завтра в межрайонном специализированном суде по уголовным делам Астаны будет озвучен приговор по делу Бишимбаева. Всего, за это время, председатель суда Адильхан Шайхисламов провел более 60 заседаний по делу – это четыре с половиной месяца.

Суд над экс-министром национальной экономики Казахстана Куандыком Бишимаевым, стал, пожалуй, самым длительным и резонансным процессом за последние 10 лет. Неоднократно адвокаты и подсудимые, признавшие свою вину в совершении коррупционного преступления, просили суд запретить журналистам освещать заседания, или, по крайней мере, повлиять на подачу материалов. Судья в таких просьбах отказывал, напоминая, что не имеет права влиять на СМИ.

Итак, основные моменты этого процесса и фигуранты дела, указывающие на вину Бишимбаева:

Бахыт Жаксыбаев — бывший председатель правления АО «Байтерек DEVELOPMENT». Пойман с поличным, первым начал давать сначала признательные показания, а затем показания против Куандыка Бишимбаева. Сообщил суду, что никогда не давал команды вымогать взятки.

По его словам, они брали только те деньги, что предприниматели приносили сами. Взятки делили по 20% на 5 частей (состав участников менялся в зависимости от эпизода, среди них — он, Бишимбаев, Анарбай, Сариев, Айтимбетов, Джакупов).

По его словам, на свою долю Бишимбаев попросил построить ему дом. К слову, все обвинение против Бишимбаева строится на его показаниях. Однако, этим словам не нашлось документального подтверждения – нет писем, телефонных разговоров, нет задекларированных денег на счетах экс-министра.

Жаксыбаев уверен – главный вещдок участия Бишимбаева – дом в Косши, который якобы принадлежит Бишимбаеву.

Утверждает, что Бишимбаев, попросил его заниматься строительством, выбрать участок, найти застройщика, покупать мебель и технику, организовывать отдых и т.д. В итоге выяснилось, отдыхал в этом доме, а точнее сказать бане, Жаксыбаев регулярно и без Бишимбаева, и даже справлял там свой день рожденья.

Бишимбаев, в свою очередь, неоднократно обращался к суду с вопросом: «Если этот дом мой, то почему я не участвую ни в чем? Почему моя жена не участвует в выборе дизайна, покупки мебели, выборе подрядчика? Разве так поступают владельцы?».

Жаксыбаев отвечал, что все согласовывал с Бишимбаевым при встрече. Но, доказательств тому в материалах дела, стенограммах разговоров не нашлось.

По словам Бишимбаева, дом строился на 5 хозяев, один из которых Жаксыбаев. Ему доверили заниматься строительством, так как он работал в компании по строительству, а значит имел больше опыта в этой области. Его слова, подтвердили свидетели, не находящиеся под следствием. Те, кто так или иначе был вовлечен в дело в ходе досудебного расследования показания Бишимбаева не подтвердили.

Аслан Джакупов (сын экс-спикера мажилиса) — работал заместителем председателя правления АО «Байтерек DEVELOPMENT». Был принят на работу вместо Жаксыбаева в марте 2016 года. О преступной схеме ему рассказал Жаксыбаев, и, как он понял с его слов – Бишимбаев был в курсе. Сам от него никаких указаний не получал. Бишимбаев в свою очередь утверждал, что его назначение было связано с тем, что он представляет уважаемую семью, и должен был решить проблемы в организации.

Джакупов так рассказал о дне своего назначения: «Мы (с Жаксыбаевым – от авт.) прошли в ванную комнату, покурили, и он сказал: «Я с Бишмбаевым согласовал. Мы тебя берем в тему, начинай работать. Со строителями разговаривает Анарбай, ты общее руководство, давайте работать». Понятно, хорошо. Приняли к сведению начали дальше работать. Я понял, что схема отлажена и работает», — сказал Джакупов.

Далее он пояснил, что вскоре к нему пришел Анарбай, который на тот момент уже не работал в Байтерек DEVELOPMENT» и сказал: «я тебе принес от Урал Авто», и дал 20 тыс. долл. «Все. Это была первая взятка, которую я получил».

Примечательно, что в том же году сын мажилисмена «засветился» в панамском досье, как владелец компании «Zoldane S.A.», зарегистрированной в Люксембурге. По этому поводу, он сообщил журналистам, что он уже не владеет этой компанией, что она «была пустая», ему принадлежал лишь 1% ее, а всеми делами занимался его брат Жаслан Джакупов.

Фрагмент показаний Джакупова, где адвокат Мусин зачитал протокола обыска: «1 млн. тенге, 200 евро, 2 900 долл. 810 тыс. тенге. Из барсетки изъято 20 тыс. долл.,из кармана пиджака 7 200 долл. Всего 2 млн. 810 тысяч тенге, 30 000 долл. и 200 евро. Эти деньги не были ли предметом взятки?», — спросил адвокат
— Нет, не были, это были мои деньги.
— А взятку в 20 тыс. долл. вы куда дели?
— Потратил.

Дельрух Анарбай — работал управляющим директором АО «Байтерек DEVELOPMENT». Принят на работу Бахытом Жаксыбаевым. До этого работал в финансовой полиции города Алматы, был осужден за «заведомо ложное сообщение об акте терроризма» из-за чего по закону не имел права работать в квазигосударственном секторе, но работал.

Утверждает, что не вымогал деньги у предпринимателей, хотя все они указывают на него. Заявлял, что в сентябре 2015 лично менял деньги, полученные от ТОО «Projectcitygroup» для оплаты строительства дома в Косши, для Бишимбаева.

Однако, в суде его слова не подтвердились – Бишимбаев представил справку из Нацбанка о том, что в это время обмена 70 млн. тенге на доллары в обменных пунктах Астаны не происходило.

28 раз в ходе следствия и судебного заседания менял показания. Сам называет это уточнениями и дополнениями.

Сабит Утебалиев – директор компании «СВ+». Трижды в ходе судебных заседаний поменял показания. Сначала он заявлял о давлении, оказанном на него в ходе досудебного расследования, не подтверждал дачу второй взятки Анарбай. Потом подтвердил вторую взятку, позже отрицал давление.

После заявления бизнесмена Бауржана Есмуханова о том, что Бишимбаев лично вымогал у него деньги намеками во время закрытого совещания по девальвации в здании НУХ «Байтерек», сначала не давал показания, ссылаясь на головную боль и давление. Но уже на следующем заседании повторил его слова.

В ходе исследования Бишимбаев предоставил протоколы тех заседаний с количеством участников. Показания сторон разнились, ведь предприниматели сообщали, что в момент вымогательства в комнате было три человека – предприниматель, Бишимбаев, Жаксыбаев (он тоже подтверждал их слова). А согласно документам и свидетельских показаний в комнате находилось не менее 7 человек, плюс заместитель акима на селекторной связи. Свидетели слова подсудимых не подтвердили.

Жаксылык Исабек — бывший генеральный директор ТОО «Завод строительных металлоконструкций», учредитель ТОО «Шымкентхиммонтаж». Застройщик стекольного завода в Кызылорде. Утверждает, что дал 2 млн. долл. в качестве взятки Бишимбаеву, чтобы получить этот проект.

По его словам, о взятке с экс-министром они договорились в ресторане «Brewery» о том, как именно это было и с чьим участием показания подсудимый несколько раз менял. А передал взятку якобы через двоюродного брата Бишимбаева Султана Нурлыбека на территории «Астана Банк».

Примечательно, что фамилия Нурлыбека, начала появляться в первых показаниях Исабека еще на стадии ресторана «Brewry», но потом он поменял показания, позже он заявил, что взятки и вовсе никакой не было, но потом снова поменял показания.

Стоит отметить, Нурлыбек подтверждал, что в день передачи денег находился на территории банка, но в компании его акционера Тохтарова. Следователи же, решили алиби родственника министра не проверять, и не спросили об этом Тохтарова на допросе, а в ходе судебных заседаний, когда адвокат Сулейменова попросила суд включить его в список свидетелей, Тохтарова выпустили из страны. Причем через месяц после того, как суд удовлетворил просьбу Сулейменовой.

Реклама