Социальный бизнес в Шымкенте: как не стать жертвой обстоятельств

2671

В свои 23 года я, как и тысячи других молодых парней и девушек, не раз задумывалась об открытии своего бизнеса. Идея стать предпринимателем прочно сидит в моей голове уже последние пару лет. Я перебрала, наверное, сотню возможных вариантов: открыть кафе – их и так много в нашем городе, магазин – на каждом шагу…

Была идея закупить модных вещей и разбавить гардероб прекрасной половины Шымкента стильными блузками и юбками, но потом я вышла в город и поняла – жительницы нашего города и так умеют хорошо одеваться. В общем, пока, нужный вариант я не выбрала.

Недавно завела разговор по этому поводу с мамой, и она задала мне очень интересный вопрос. Она спросила: «А для чего тебе это нужно?»

Конечно, я ответила, что хочу стать бизнес-леди, заработать денег и подарить нашей семье обеспеченное будущее. Маме ответ понравился.

А вот меня он впервые заставил задуматься о том, что, ну вот будет у меня много денег, обеспечу я всем нужным и ненужным себя и своих близких, а дальше что? К чему стремиться? Стать богаче Джеффа Безоса (владелец Amazon, который возглавил рейтинг Forbes, с состоянием в 112 млрд. долл.)? Никогда об этом и не мечтала. А может, помогать другим? Тогда моя цель обогатиться тут точно не прокатит.

Мои «приземленные» мысли ни на йоту не идут ни в какое сравнение с мыслями героя моей статьи. После нашего небольшого интервью, признаюсь, мне даже стало за них стыдно.

Арман Кушкимбаев почти 10 лет является генеральным директором социального городка «Салем». Вы спросите, что такое социальный городок? Это площадка, где бизнес-проекты помогают реализовать социально полезные идеи.

Арман КушкимбаевКак пришла идея работать таким образом, и что значит быть социальным предпринимателем, Арман рассказал мне без прикрас.

«Я столкнулся с «болью» впервые в 1993 году. Когда мне было 8 лет, в нашей семье родился ребенок с инвалидностью (мой племянник Руслан). Мы переживали не только финансовые трудности, но и проблемы дискриминации со стороны общества. Это были трудные и темные времена, когда здоровые люди сами еле выживали, а уж для инвалидов тем более не было никаких условий. Спустя 9 лет Руслан умер.

Все эти жизненные обстоятельства и трудности сформировали мой характер, и в результате я обрел свое жизненное призвание – «я хочу стать решением социальных проблем общества», «хочу служить и помогать людям». Это призвание привело меня в 21 год в благотворительную организацию «Кроссроудс» (международная благотворительная организация). Работая там, я многому научился. Ясно понял, что благотворительностью и социальными проектами можно и нужно заниматься осознанно и профессионально.

Например, у тебя есть классный социально полезный проект, ты помогаешь бездомным. Через год заканчиваются деньги и тебе приходится закрывать проект. Это очень печально. Так не должно быть. Вот здесь и начинается идея социального бизнеса. Твоя главная цель – это решение социальных проблем, и, чтобы достичь ее, тебе нужны устойчивые финансовые источники. А, значит, нужно начинать внедрять бизнес-модели в некоммерческий сектор.

Мы не делаем бизнес, мы хотим стать частью решения социальных проблем. А бизнес-модели в некоммерческом секторе создают крепкий фундамент для устойчивого развития нашей организации.

Салем – это не место, куда люди приходят за деньгамиУ нас в команде работают 30 сотрудников. Когда присоединяется новый человек, мы сразу проясняем ожидания фразой «если ты пришел сюда просто зарабатывать, то ты пришел не по адресу». Салем – это не место, куда люди приходят за деньгами. Это место, куда ты приходишь работать на благо общества. Поэтому мы тщательно отбираем сотрудников и ищем только тех людей, у кого есть призвание заниматься социальными проектами.

Всего в нашем городке шесть социальных проектов. Их можно разделить на 3 направления:
1. «Салем обучение» – «Английский Центр» и «Тренинг Центр» (нашу языковую школу посещает много молодежи, более 2000 человек в год);
2. «Салем в действии» – «Забота», «Гуманитарная помощь для НПО», «Волонтерство»;
3. «Салем комьюнити» (сообщество) – «Социальное Кафе».

Мы осознаем, что имеем большое влияние на молодежь. Что же мы им будем предлагать и продавать? То, что продает им современное общество – самообогащение, «билет за бугор», потребительство, равнодушие? Или альтернативу – что-то более великое, созидательное. Мы обучаем людей делиться своими ресурсами, а не стремиться исключительно к потреблению: обучаем общество помогать друг другу, а не оставаться равнодушными наблюдателями человеческих бед и страданий.

Принимая участие в благотворительности, люди могут оказать влияние на общество через благородный пример практической помощи. Таким образом, люди могут своими силами решать социальные проблемы, с которыми сталкиваются ежедневно. И, вероятнее всего, именно эти решения окажутся самыми перспективными и эффективными.

Каждый сотрудник лично разделяет и верит в видение и миссию нашего социального городка. Иначе здесь работать просто невозможно. Каждый посвящен и работает по призванию.

Салем – это не место, куда люди приходят за деньгамиЧерез «Салем обучение» мы вовлекаем молодежь в социально полезные проекты. Говорим о созидательных ценностях и принципах. Таких как честность, сострадание, помощь, эмпатия*, забота. Говорим о том, что настоящий лидер – это тот, кто приносит позитивные изменения в свой город. Недавно пришла девушка, которая никогда не видела людей с инвалидностью и не слышала слово «эмпатия». Мы открыли для нее новый мир. Это вдохновило ее помогать нуждающимся.

Через «Салем в действии» мы предоставляем возможность принять активное участие в жизнях людей с инвалидностью, стать волонтером и реализовать свой проект или присоединиться к действующему. Также помогаем НПО и НКО, которые помогают другим. Помощь оказываем в виде мебели для офиса и проектов, раздаем инвалидные коляски.

Так, недавно, к нам обратилась за помощью женщина с инвалидностью, просила инвалидную коляску (цена в магазине 70-90 тысяч тенге). Сама она не могла приобрести ее, так как все деньги у нее уходят на лекарства и лечение. В итоге мы передали ей бесплатно новую инвалидную коляску.

Силами сотрудников городка и волонтеров, готовится развлекательная и познавательная программа, которая направлена на привлечение людей с инвалидностью к активному образу жизни, развитие их физических возможностей и их непосредственную социализацию.

Обращаются за помощью и сельские НПО, такие как «Жалында Жастар», «Казыгурт». Они помогают нуждающимся, делают добрые социальные проекты. Мы в таких случаях помогаем им мебелью, одеждой и другими необходимыми вещами».

Казахстан сегодня дает социальному предпринимательству «зеленый коридор». Об этом говорится и в стратегии «Казахстан 2050».

Поэтому вот несколько лайфхаков от Армана Кушкимбаева, для тех, кто хочет открыть социальный бизнес:

1. В нашем деле всегда важно развитие. Нужно смотреть по сторонам широко открыв глаза, чтобы ничего не пропустить. Никогда не сдавайтесь. Если вы чувствуете, что хотите стать решением проблемы, развивайте свой проект и занимайтесь им.

2. Нельзя становиться жертвой обстоятельств. Нужно быть капитаном своего дела и продолжать дальше его продвигать, несмотря ни на какие трудности. Говорят, чтобы стать успешным, нужно заниматься своим делом порядка 10 тысяч часов. То есть 2-3 года. Нужно пытаться понять сферу своей деятельности, и тогда вы достигнете успеха.

3. Изучайте все – бывайте на любых бизнес-тренингах, мастер-классах. Как только вы скажете «я знаю все», то ваше развитие прекратится. Больше общайтесь с людьми, у которых жизненные цели совпадают с вашими.

4. Читайте полезные книги. Я советую для начала прочесть «Семь навыков высокоэффективных людей» от автора Стивена Р. Кови, и «Тайм драйв» от Глеба Архангельского. Уверен, что вы много чего узнаете.

Ну и, конечно, дерзайте. Я думаю, что сейчас нашей стране как никогда нужны социальные предприниматели. Чем больше людей, неравнодушных к бедам других жителей планеты Земля, тем наш мир будет становиться лучше.

Анастасия Новикова

* Эмпатия – это способность одного человека сосредоточиться на эмоциональном состоянии другого человека, и разделить или прочувствовать его переживания, так словно они собственные.

Новости партнеров