После введения новых правил в Казахстане закрылась треть оружейных магазинов

1029

В Казахстане закрылась треть оружейных магазинов — подсчитали в профильной ассоциации «Корамсак». Об этом передает AstanaTV.

Причина в новых правилах закона по противодействию терроризму. Он, как мы ранее рассказывали, запрещает размещение таких торговых точек в жилых домах. Бизнесмены, свернувшие свое дело, сдали весь арсенал на хранение в правоохранительные органы. Ни 1 ствол не попал на «черный рынок», заявил «Избранному» вице–президент казахстанской оружейной ассоциации «Корамсак» Сергей Катнов.

Мы посетили один из тех магазинов, на который напали террористы в Актобе. Оружие там теперь не продают. Боевой арсенал перевели в другое здание. Еще одно новшество, хотя таковым по сути оно не является, поскольку эксперимент был ранее, касается ограничения числа зарегистрированного оружия на одного человека. Эту меру специалисты называют бессмысленной. Эти звуки уже не первый год нарушают покой жителей шымкентской многоэтажки. Они доносятся из тира оружейного магазина практически каждый день, жалуются жильцы.

Арайлым Калдыбекова, жительница г. Шымкент: «В этом месте у нас оружейный магазин. А тут их у них ТИР. С утра до вечера от туда доносятся звуки выстрелов. Окно у нас близко расположено к зданию. Дети днем отдыхают в соседней комнате. Уснуть они не могут из-за выстрелов».

Здание, откуда постоянно слышны выстрелы, всего в нескольких метрах от дома. А сам оружейный магазин расположен впритык к боковой части многоэтажки. Такое соседство жильцы считают незаконным. Но местные чиновники им это не подтвердили.

Елена Гамзикова — жительница г. Шымкент: «Все инстанции, в которые мы обращались, дают нам отписки. Ничего конкретного нам не говорят. ЧС-ники сказали, что есть нарушения. Приехали, сказали, что в случае пожара нас не спасти потому, что ни техника, ни люди не смогут сюда добраться».

В полиции же заверяют, что оружейный магазин действует законно. У владельца и лицензия есть, да и торговая точка не противоречит новым требованиям, предъявляемым к «оружейкам».

Асхат Шарафутдинов – инспектор по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия УАП ДВД г. Шымкент: «ТОО «Browning» оно осуществляет свою деятельность по торговле оружием в соответствии с лицензией, выданной МВД РК. С отдела архитектуры и строительства было дано письмо, что магазин имеет право функционировать».

Это — один охотничьих магазинов Актобе, что в 2016-ом был атакован группой террористов. Оружием, как раньше, тут уже не торгуют. В ассортименте только рыболовные снасти, спецодежда и сувениры. Весь арсенал перевезли в отдельное здание. Новый закон запрещает с этого года располагаться оружейным магазинам в жилых домах, на территории развлекательных заведений и других социальных объектов.

Николай Выходец — владелец оружейного магазина в г. Актобе: «Мы его напичкали всем, что можно, что нельзя. И пожарной и охранной структурой, и охраняется он».

За 1,5 года Николай Выходец проделал огромную работу, чтобы снова возобновить свой бизнес. Построил здание для своей «оружейки». Оснастил его современной системой безопасности. Предприниматель до мелочей продумал меры предосторожности. В сам магазин, к примеру, попасть сложно. Доступ только у тех, кто имеет разрешение на ношение или хранение оружия. Винтовки, пистолеты, патроны хранятся в отдельном хранилище. В торговом зале представлены лишь муляжи. А продавцы отделены от покупателей металлической решеткой.

Николай Выходец — владелец оружейного магазина в г. Актобе: «В торговом зале уже никакого общения. Там все через решетку. Ни к какому оружию доступа нету. Вот только через решетку разговаривает с продавцами. Они ему объясняют. Если у него есть разрешение, конечно, его заводят в комнату, выносят то, что он выбрал».

После ужесточения требований к «оружейкам», многие предприниматели были вынуждены приостановить бизнес. Коснулось это в основном тех владельцев, чьи магазины располагались в жилых домах, сообщили «Избранному» в казахстанской оружейной ассоциации «Корамсак». До принятия новых правил в стране действовали 103 оружейных магазина. 35 процентов из них на сегодняшний день, по примерным подсчетам экспертов, полностью закрылись либо прекратили деятельность по продаже оружия. Предприниматели вернули свои товары поставщикам. Но, большую их часть сдали на временное хранение правоохранительным органам. Сделали это в основном те, кто планирует в будущем вернуться в бизнес. Вице–президент казахстанской оружейной ассоциации «Корамсак» говорит, что фактов незаконного оборота оружия зарегистрировано не было.

Сергей Катнов, вице–президент казахстанской оружейной ассоциации «Корамсак»: «Ни один ствол скажем так на «черный рынок» не попал, сразу могу сказать Большая часть оружия была сдана в департамент внутренних дел. Сдавалось на хранение в основном теми магазинами, которые рассчитывают привести в соответствие и потом это оружие забрать. Это такой порядок прописан в Законе. Мы за этим старались следить».

Кстати, на спросе на огнестрел новые правила не сказались, — отметил Катнов. Потребность по-прежнему высокая. Нововведения также разрешают оружейным магазинам увеличить норму хранения патронов.

Сергей Катнов, вице–президент казахстанской оружейной ассоциации «Корамсак»: «В сезон охотничий, когда идет спрос вот этой нормы патронов хватало на пол дня торговли. Потом нужно было, опять завозить. Вот это разрешенное хранимое количество она была очень сильно увеличена. Естественно при надлежащем обеспечении охраны, безопасности. У подавляющего большинства магазинов вот эта головная боль с пополнением своих товарных запасов в сезон она, в общем-то, снята».

А вот правила, ограничивающие граждан в количестве зарегистрированного оружия, эксперты считают бесполезными в борьбе против терроризма. После принятия поправок в закон, одному казахстанцу разрешается регистрировать на себя 4 единицы огнестрела – 2 гладкоствольного и 2 нарезного. Ранее установленный лимит допускал хранения 10 единиц оружия.

Сергей Катнов, вице–президент казахстанской оружейной ассоциации «Корамсак»: «Сейчас с помощью Нацпалаты пытаемся донести до законодателей, до наших государственных органов, что вот эта мера, что она бессмысленна. Поскольку легальное оружие официально зарегистрировано, оно в терактах не участвует. Кстати, сказать, такая мера она уже в 2010 году принималась. Она три года проработала все поняли, что это вообще ну ерунда в 2014 году вернули. Опять 10 единиц».

Владельцы магазинов и сами охотники тоже выступают против этих ограничений. Говорят, что такого количества арсенала для профессиональной охоты мало.

Александр Булындин – охотник, руководитель сообщества «Охота и рыбалка Юг»: «Тут ограничение конечно немного подкачало. Потому что для степи, для стрельбы из вышки там можно пользоваться длинноствольным нарезным оружием. В горы уже с длинным стволом не полезешь. Потому он элементарно тяжелее и за ветки везде будет цепляться».

Николай Выходец — владелец оружейного магазина в г. Актобе: «Это не гуманно к животному миру. Это заставляет с одного карабина стрелять все. Они стреляют и кабана, и лося, и там сурка. На каждый вид животного соответствующий калибр должен быть».

Между тем общественники чаще стали выступать с предложением разрешить казахстанцам носить оружие для самообороны. Об этом заговорили после череды нападений в Алматы. Некоторые активисты предложили вооружать население травматикой. Но бывшие силовики категорически против этой инициативы.

Рустем Кайдаров, председатель Президиума РОО «Совет генералов»: «Травматическое оружие оно зависит от расстояния. Если с близкого расстояния, то со смертельным исходом может быть. И мы генералы не поддерживаем тех людей, которые говорят, что нужно иметь оружие».

Если вооружать население травматическим оружием, это приведет к увеличению преступности, уверен Кайдаров. По его данным, когда с 2008 года в Казахстане на травматику действовало разрешение, тогда за 5 лет было совершено больше 1,5 тысяч преступлений. В 25 случаях погибли люди.

Новости партнеров