Секс, аборты и врачи: почему казахстанцы готовы терять детей из-за осуждения

Дискуссия о ранних абортах, доступу к медицинским услугам и информации о репродуктивном здоровье продолжается, сообщает Sputnik.

В середине ноября вице-министр здравоохранения Казахстана Лязат Актаева заявила об инициативе Минздрава разрешить 16-летним казахстанкам прерывать беременность без согласия родителей.

Снижение возраста подростков к доступу медицинских услуг, по мнению разработчиков кодекса о здоровье, приведет к осознанному отношению за свое репродуктивное здоровье.

На заявления медиков и экспертов о том, что треть отечественной молодежи сексуально активна, и средний возраст начала половых отношений равен 16-ти с половиной годам, привел казахстанскую общественность к бурным обсуждениям. Часть казахстанцев согласились с тем, что самостоятельный доступ к медуслугам подросткам необходим, другие стали вспоминать свое строгое воспитание и менталитет республики, согласно которому до свадьбы ни о какой сексуальной жизни речи быть не может. Еще одна группа, преимущественно из самих родителей, обеспокоились вопросом ответственности за здоровье детей после серьезных, инвазивных вмешательств.

Sputnik Казахстан собрал аргументы за и против скандальной нормы.

Что говорит мировой опыт

Профессиональное сообщество Казахстана несколько лет обсуждает предложение о снижении возраста молодежи для получения медуслуг. И согласно двухгодичным исследованиям ЮНИСЕФ в Казахстане и странах Восточной Европы, 70 процентов подростков заявили о необходимости в самостоятельном получении медицинских услуг. При этом в некоторых странах постсоветского пространства и Европы, норма о прерывании беременности с 16 лет без согласия родителей уже практикуется. В большинстве стран Европы аборты проводятся без согласия родителей с 16-ти лет, в России — с 15-ти, в Грузии, Австрии и Украине — с 14-ти лет.
Исследование состояния репродуктивного здоровья подростков и молодых людей от 15 до 19 лет, проведенное центром изучения общественного мнения и фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) по заказу Минздрава, показало, что почти у каждого пятого подростка первый половой контакт происходит до 18 лет. А 52 процента юношей в этой возрастной категории имели до четырех сексуальных партнеров.

Независимые исследования среди юных казахстанок также заслуживают пристального внимания. Так, 16,7 процента респонденток признались, что были беременны, большинство решились на роды. К аборту прибегли 22 девушки, наиболее опасные аборты в домашних условиях делали два процента девушек, а выкидыши произошли у 16 человек среди участвовавших в опросе среди 4360 подростков 15-19 лет.
По словам исполнительного представителя ЮНФПА Раймбека Сисемалиева, отсутствие у тинейджеров права на медицинское вмешательство без согласия родителей привело к тому, что молодые люди лишены и самостоятельного получения информации о репродуктивном здоровье в специализированных центрах.

Получается, что многие родители не разговаривают со своими детьми на пикантные темы, в школах также нет предмета или факультатива, где подросткам рассказывают о репродуктивном здоровье, и в медцентры без родителей они также обратиться не могут, в результате многие подростки не осведомлены о рискованном сексуальном поведении.
Только 9,1 процента респондентов хорошо осведомлены о ВИЧ, СПИД и других инфекциях, передаваемых половым путем. 37,4 процента респондентов обратились за медицинской помощью при подозрениях на инфекции.

Как отреагировали в парламенте

С доводами главного казахстанского врача Елжана Биртанова о том, что дети в 16 лет могут брать на себя достаточно ответственности по многим вопросам в личной и профессиональной сферах, не согласилась председатель комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената Дарига Назарбаева. Депутат подчеркнула, что проблема для нашей страны актуальна, но норма Минздрава спорна и требует всестороннего обсуждения. В качестве главного аргумента «против» нормы, сенатор отметила, что скрытые от родителей аборты могут привести к криминальным последствиям, и брать на себя ответственность за это парламентарий отказалась.
Свое слово против инвазивного вмешательства без ведома родителей сказала и экс-уполномоченный по правам детей Загипа Балиева. Мажилисвумен заявила о необходимости психологической подготовки родителей и активной работе по информированию детей о репродуктивном здоровье в школьных стенах.

К чему склоняются эксперты

С начала общественных слушаний по вопросу о снижении возраста получения медицинских услуг свое экспертное мнение выразили не только гинекологи, психологи-психиатры, но также правозащитники и общественники, которые непосредственно работают с подростками. И главный довод «за» включение нормы в кодекс о здоровье нации — низкий уровень осведомленности подростков и молодых людей в Казахстане в вопросах сексуального и репродуктивного здоровья. Отсюда и шокирующие истории из разных уголков страны о выброшенных в помойку младенцах и высокий уровень передачи ВИЧ половым путем. По последним данным, эта цифра достигла 62 процентов случаев заражения вирусом. Также эксперты отмечают, что ни один врач не заинтересован в причинении вреда своим пациентам. О согласии на повальные аборты никто не говорит. Эта норма, по словам медиков, является крайней, основная же задача — предупреждение ранних сексуальных контактов среди несовершеннолетних и осознанное отношение к своему здоровью.

Если не признать проблему и не решать ее комплексно, путем законодательных, информационных и образовательных мер, по мнению экспертов, будущее поколение казахстанцев под большой угрозой.
Согласно декларации, принятой на международной межпарламентской конференции «Инвестиции в молодежь. Не оставим никого без внимания», в первую очередь необходимо повысить дружественность и доступность первичной медико-санитарной помощи для молодежи, особенно по охране сексуального и репродуктивного здоровья.

Также важно осуществлять мониторинг и оценку всеобщего доступа к базовому пакету услуг здравоохранения без проявления стигматизации и дискриминации.

Ответственным органам и родителям необходимо направить усилия на факторы, препятствующие здоровью и доступу молодежи к информации и услугам здравоохранения.

[poll id=»68″]

Новости партнеров