Куда обращаться должникам банков, если прессуют коллекторы

Только 3 звонка: правила работы коллекторов озвучили в Нацбанке
иллюстративное фото

По состоянию на 11 января 2018 года учетную регистрацию в Национальном Банке Казахстана прошли 138 коллекторских агентств.

В Национальный Банк Казахстана поступают обращения заемщиков касательно
неправомерных действий коллекторов. Основные жалобы связаны с нарушением порядка взаимодействия с должником, который определен статьей 5 Закона.

По итогам выявленных нарушений в отношении коллекторских агентств
применено 7 (семь) санкций и ограниченных мер воздействия в том числе:
4 санкции (ТОО «Коллекторское агентство «Фёрст Коллекшн», ТОО «Коллекторское
агентство «Кайнар», ТОО «Коллекторское агентство «СВД», ТОО «Коллекторское агентство
«Кредит Коллекшн Груп», ТОО «Коллекторское агентство «Паритет», ТОО «Коллекторское
агентство «Первое Коллекторское Бюро», ТОО «Коллекторское агентство «Кредит Коллекшн
Груп») в виде наложения и взыскания штрафов;
3 ограниченные меры воздействия в виде письменных предписаний (ТОО
«Коллекторское агентство «СВД», ТОО «Коллекторское агентство «Кредит Коллекшн Груп», ТОО «Коллекторское агентство «Паритет», ТОО «Коллекторское агентство «Первое Коллекторское Бюро»).

Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами
были допущены нарушения, связанные с:
— подпунктом 14) пункта 1 статьи 15 Закона, согласно которому коллекторское агентство обязано фиксировать процесс взаимодействия с должником с помощью средств аудио- или видеотехники в помещениях коллекторского агентства (филиала, представительства) по месту его нахождения и хранить материалы аудио-и (или) видеозаписи в течение шести месяцев с даты взаимодействия с должником и (или) его представителем (ТОО «Коллекторское агентство «Кайнар»);
— порядком взаимодействия с должником в части не предоставления по требованию
должника информации и копий документов, подтверждающих полномочия коллекторского агентства по осуществлению коллекторской деятельности в отношении задолженности, а также направления в адрес должника ложной информации по задолженности (ТОО «Коллекторское агентство «КАВД»).

Напоминаем, что Законом запрещены следующие недобросовестные действия
коллекторских агентств:
-распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, либо разглашение сведений,
которые могут причинить имущественный вред интересам данных лиц;
— совершение противоправных действий, посягающих на права и свободы лица, с
которым взаимодействует коллекторское агентство, ставящие под угрозу их жизнь и
здоровье, а также повлекшие причинение данному лицу имущественного и иного вреда;
— оказание давления путем угрозы применения насилия либо уничтожения или
повреждения имущества должника и (или) его представителя, и (или) третьих лиц,
оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа, принуждающее должника к выполнению обязательств по ДБЗ или договору о предоставлении микрокредита;
— введения лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, в заблуждение
относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности;
— принятие коллекторским агентством денег (в наличной или безналичной форме), а
также иного имущества в счет погашения задолженности;
-требования со стороны коллекторского агентства о погашении задолженности иным
имуществом, кроме денег;
-разглашение коммерческой или иной охраняемой законами РК тайну, полученной от
кредитора и (или) его представителя, и (или) третьих лиц.

Доводим до сведения, что в мобильном приложении Национального Банка Республики
Казахстан «НБК «Online», являющегося своего рода мобильной версией Общественной
приемной Национального Банка (Мобильное приложение «НБК «Online» доступно для
скачивания на государственном и русском языках в магазинах AppStore и PlayMarket) с
января 2018 года запущен раздел «Деятельность коллекторских агентств». В данном
разделе пользователи в онлайн режиме могут получить разъяснение о своих правах при взаимодействии с коллекторскими агентствами.
Наряду с мобильным приложением «НБК «Online», должники банков и
микрофинансовых организаций в случае нарушения прав, могут обратиться:
— в Национальный Банк Республики Казахстан:
— письменно по адресу: 050000, г.Алматы, ул.Айтеке би, 67, e-mail:
info@kzp.nationalbank.kz;
— в Общественную приемную Национального Банка Республики Казахстан за
получением правовой помощи по адресу: г.Алматы, ул.Айтеке би, 67,
телефон для справок 8 (727) 2619-213, 8 (727) 2788-104 вн.5573;
— в филиалы Национального Банка Республики Казахстан (по адресам, указанным
на сайте Национального Банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz, в
разделе Защита прав потребителей финансовых услуг
(http://www.nationalbank.kz/?docid=1374&switch=russian).

Новости партнеров