По словам жителей Туркестанской области, должностные тарифы начинаются от 200 тысяч тенге, и доходят до 1,5 млн. Между тем, у чиновников на этот счет совсем другое мнение. Они убеждены, что с внедрением цифровизации в корне покончили с дачей взяток при приеме на работу, Первый канал «Евразия».
Бахтияр Абдрахманов работал кочегаром в школе за 60 тысяч тенге в месяц. В надежде получить АСП, уволился. Пособие не назначили. А вот вернуться на прежнюю работу оказалось непросто.
— Они деньги просят, без денег невозможно вернуться мне на прежнюю работу. У них есть своя ставка. Пока не сказали. Жду, — рассказывает Бахтияр Абдрахманов.
Индира Отынбаева — юрист. До декретного отпуска тоже пыталась найти работу. Тогда размер пособия по уходу за ребенком был бы выше».
— Чтобы принять меня на работу, просили 500-600 тысяч тенге. У меня нет такой суммы. Снимаю квартиру. Муж работает. Теперь вот дома сижу с ребенком. После декретного отпуска опять буду предпринимать попытки найти работу по специальности, — говорит Индира Отынбаева.
Однако чиновники утверждают, что активно борются с этим явлением. Аким области, отвечая на вопросы столичных журналистов, заявил, что коррупции в этой сфере нет. Ее искоренила цифровизация.
— Был слух, якобы, устроиться уборщицей или учителем, надо взятки давать. Сейчас трудоустройство во всех соцучреждениях идет через специальный портал. Ни директор школы, ни заврайоно не могут на это повлиять. Я думаю, один их самых эффективных методов с этим злом — именно с применением современных технологий. Открытость и прозрачность, исключение контакта, кто принимает решение, где есть риск мелкой и массовой коррупции, — утверждает аким Туркестанской области Умирзак Шукеев.
Но некоторые жители региона до сих пор говорят о масштабном характере явления.
— Хотите знать ставки? Уборщица — 300 тысяч тенге, учитель — 1 млн; чтобы устроиться в полицию или пожарным, просят 1,5 млн. Рабочим в дорожно-строительной компании — тоже 1 млн. У нас это повсеместно. Всегда так было, и сейчас есть, — утверждает жительница области Гульмира Шикубаева.
Оставшиеся без работы обращаются в центр занятости города Туркестан.
— Люди приходят и оставляют заявки. Как только появляется вакантное место, мы сразу даем электронное направление. С ним они идут к руководству организации. Брать этого человека на работу или нет, решают там. Мы на этот процесс никак не влияем, — говорит заместитель директора городского центра занятости Нуртулеген Ибраев.
Получается, человеческий фактор с введением цифровизации все равно не исключается. В конечном итоге, вопрос приема на работу все же решает директор школы, заврайоно или главврач. Со слов горожан, они напрямую никогда не берут взятки, всегда действуют через посредников.