Алия Шалхарова – о критике, акимах и прорывных проектах

Туймебаев, Абдрахимов, Айтаханов, Шукеев, МФГС (Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ), ЮНЕСКО, 2200-летие Шымкента и Туркестан… Если вы полагаете, что между всеми и всем вышеперечисленным нет ничего, что объединяет, то отвечу, что моя сегодняшняя собеседница Алия Шалхарова – советник акима Туркестанской области и объединяет все это. Она рассказала о своей работе и честно ответила, как отнеслась к разговорам о своем назначении.

— Алия, после новости о вашем назначении в соцсетях появились противоречивые высказывания – кто-то поддерживал, кто-то высмеивал это решение акима области Умирзака Шукеева, были и те, кто довольно обидно высказывался в ваш адрес. Как вы отреагировали на подобные заявления?

— Мне кажется, что критику некоторых можно воспринять только с улыбкой. Возможно, это женская зависть или очередная погоня за хайпом, чтобы набрать побольше читателей. Я сама работала на телевидении в Ташкенте – пришла как-то давать интервью, после которого руководство телеканала пригласило меня быть ведущей. Передача была о культуре и спорте, и, кстати, очень успешная. Потому-то я прекрасно знаю, как можно создавать шум вокруг того или иного события. И уж если кто-то считает, что я в свои почти 43 года, будучи мамой троих детей, старшему из которых 22, могу получить должность за красивые глаза, то пусть все эти нападки будут для меня лишь комплиментом.

— И все же, советник акима должен иметь какое-то специальное образование?

— Смотря, что он курирует. Я курирую культуру и туризм. Я никогда не занимаюсь тем, в чем я не разбираюсь. Но для непосвященных хочу рассказать о балетном образовании. Поступают в балетную школу после третьего класса в 9 лет и до 17 лет в закрытом пансионе учеба проходит с 7 утра до 8 вечера. Там, помимо общеобразовательных и специальных предметов, ребенок обучается истории театра, истории музыки, получает полное музыкальное образование. Я в совершенстве играю на фортепиано, говорю на французском языке, потому что вся лексика балета основывается на нем. Хорошо владею разговорным английским, так как благодаря своей работе объездила весь мир. Балет – искусство для избранных. Это классика! Поэтому путать профессию балерины и гоу-гоу танцовщицы из клуба – это невежество. Для сравнения добавлю цифры: со мной в 1987-ом году в Ташкентское Хореографическое училище поступило 64 ребенка, а в 1995-ом выпустилось всего 12! В 17 лет, когда люди только выходят из-за школьных парт и думают куда же дальше, я уже имела балетное и музыкальное образование. После я проучилась еще в трех вузах в трех разных государствах. Имею разностороннее образование и останавливаться на достигнутом не собираюсь.

— Но сейчас вы – советник акима Тукестанской области. Какими навыками и качествами должен обладать человек, чтобы стать советником?

— Во-первых, Умирзак Естаевич не взял на работу «кота в мешке». На момент приглашения на должность советника я работала руководителем управления культуры, развития языков и архивов города Шымкента. Это моя область, я здесь родилась и мне кажется, что это просто счастье, когда, набравшись опыта и знаний, можешь внести вклад в свой родной край.

— Напрашивается вопрос, когда вы начали работать?

— В 17 лет. Это были 90-е, развал СССР, всем было не до культуры. На выпускной вечер мои родители подарили мне 300 долларов – сумма была не такая большая, но и не маленькая. Я не купила новое платье, туфли, не пошла в салон… Эти деньги я решила вложить в свой первый бизнес. В 17 лет я создала первый частный театр танца в Узбекистане – «Офарин». Скажем так: «Офарин» поменял узбекский танец, сделав его ярче, динамичнее, техничней. Мы задавали моду в мире хореографии, нас копировали в Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане, России, Турции, и даже в далекой Америке использовали нашу музыку, наши постановки. Будь то Лувр или Кремлевский Дворец, где бы ни выступал театр танца «Офарин», а мы объездили полмира точно, мы покоряли публику навсегда. В 27 лет я получила орден «Дружбы» за вклад в развитие культуры и дружбы между народами от первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Когда мы вышли на международный уровень, меня стали часто приглашать в Астану. На какой-то момент передо мной стал выбор – Узбекистан или Казахстан? Везде кстати одинаково, в любой стране, будучи представителем другой национальности, можно подняться лишь до какого-то уровня. Меня рассматривали на должность ректора ТГШНТиХ (Ташкентская Государственная Школа Национального Танца и Хореографии), но увы, на самом высоком уровне напомнили, что я казашка. В этот момент решение о полном переезде в Казахстан и было принято.

— Вы сказали, что вам предлагали должность руководителя управления, тем не менее вы стали советником?

— Вы знаете, мне очень нравится быть советником. У советника больше пространства творить, вдохновляться на новые идеи. У начальника управления очень сжатый график. Он обязан посещать все совещания, огромное количество писем, коллективы подотчетных организаций, да и самого управления. Сейчас, будучи советником по культуре и туризму Туркестанской области, я делаю на самом деле больше, чем, если бы я была руководителем управления.

— Насколько сложно организовать мероприятие так, чтобы оно было интересно не только жителям того или иного региона, но и туристам, и потенциальным инвесторам?

— Туркестан должен стать жемчужиной Казахстана и для этого государство оказывает всяческую поддержку. Важно понять, что Туркестан – это не просто город, это туристический центр нашей страны. Поэтому ко всему надо подходить креативно, вводить новизну, создавая комфорт, чтобы быть интересным туристу. Конкуренция огромна. Мир сейчас помимо исторических объектов полон инновационными технологиями. И мы должны предоставить туристу такое разнообразие, чтобы хотелось в Туркестане остаться подольше.

— Очень резонансно, в хорошем смысле, вы провели конкурс «Сәлем саған, Түркістан», который освещался на странице Instagram Open Turkistan. В те дни о Туркестане говорила вся страна. Насколько сложно было его организовать?

— В рамках одного фестиваля мы провели несколько конкурсов, которые обычно планово проводились в течение года. Объединив их в один фестиваль, мы только выиграли, потому что одно событие дополняло и еще больше освещало другое.
Конкурс классического вокала открыл много звездочек среди детей и подростков нашей области. Хореографический конкурс дал детям хороший творческий стимул. Художники и фотохудожники создали много шедевральных работ, посвященных сакральным местам нашего края.
Пятым из творческих состязаний был конкурс среди видеографов. По условиям, его участникам надо было снять видеоролики о Туркестане и Туркестанской области. В итоге мы получили 99 роликов, которые существуют сейчас в пространстве интернета. Из них пять видеороликов высокого уровня, они и стали победителями. Потенциальным туристам, желающим сначала ознакомиться и потом посетить Туркестан, теперь есть что посмотреть. Наша цель достигнута.
А от конкурса среди дизайнеров у нас осталась уникальная дизайнерская коллекция «Туркестан», в которой мы планируем в этом году встречать гостей города.
И конечно наше звездное жюри. Благодарю всех коллег, друзей, которые поддержали нас. Сундет Байгожин, Динара Сатжан, Аида Кауменова и многие другие известные профессионалы в своих стезях, с удовольствием откликнулись, когда услышали, что это событие будет в Туркестане!
Этот фестиваль мы решили сделать ежегодным.

— Получается, когда вы были руководителем управления культуры, развития языков и архивов Шымкента, ваш период попал на подготовку планов, их утверждения?

— Да, это так, план проведения «Шымкент – культурная столица 2020» был составлен и полностью утвержден тремя сторонами: акиматом Шымкента, нашим Министерством культуры и руководством МФГС еще в марте 2019-го. Мы в ноябре 2018 года полетели в Армению, город Горис был тогда культурной столицей СНГ. Там познакомились с коллективом МФГС, участвовали в передаче эстафеты Бресту. А в Ашхабаде, в мае 2019 мы презентовали Шымкент, как следующую столицу СНГ в 2020 году.

— Итак про Шымкент. Насколько мне известно, уже несколько лет подряд, Шымкент подавал заявку в ЮНЕСКО, чтобы подтвердить свой возраст – 2200-летие. Получается, с вашей легкой руки возраст города таки признали в ЮНЕСКО?

— В ноябре 2018 года мы поехали в Самарканд на международный форум по защите исторических объектов. Там мы познакомились с госпожой Кристой Пикатт, директором кластерного бюро ЮНЕСКО по Средней Азии и Казахстану. На самом деле большое значение имеет личное знакомство. Нам объяснили, как правильно подготовить письма, куда отправлять, мы все это сделали, и в ноябре мне пришло радостное сообщение от представителя ЮНЕСКО, что мы прошли и нам подтвердили эту дату. Очень горжусь своим родным городом и рада, что внесла свою маленькую лепту. Но, увы не успела реализовать свои планы, связанные с зоопарком. Шымкентский зоопарк – это излюбленный уголок моего детства.

— Вы работали с разными акимами. Как вы оценили бы мероприятия, которые проводились при Туймебаеве? Тот же кауын-фест многие критиковали.

— Жансеит Кансеитович долгое время работал в Турции послом Казахстана и хотел внести новшества в нашу область. Но один человек не может сиюминутно все изменить, надо, чтобы и кадры видели то, что он хотел сделать. Я считаю, тема отличная и ее надо развивать, так как она тоже будет привлекать туристов как внешних, так и внутренних, ведь ее фишкой является наш теплый климат.

— Сейчас, когда вы видите всю работу изнутри, какой проект вы бы выделили, как особенный?

— Наверное, инвестиционный проект турецкой компании «Sembol construction». Они сейчас возводят в Туркестане городок «Караван-сарай», который будет напоминать о восточных сказках, в которых описываются остановки караванов, шедших по Великому Шелковому пути. Я точно уверена, как только проект будет завершен, турист, приехавший в Туркестан, с удовольствием останется у нас на несколько дней. На территории городка будут отели разного уровня – от демократичных до дорогих; кафе, рестораны и два театра. Один из них будет оборудован новейшими технологиями с эффектом полного погружения в транслируемую картину. В нем зрителям будут предоставлены фильмы о Шелковом пути, Туркестане и о Кожа-Ахмете Ясави. Второй театр будет сезонным. Это будет шоу на воде, для постановки которого приглашен всемирно известный итальянский театральный режиссер Франко Драгоне. Он известен своими работами для Cirque du Soleil и шоу Селин Дион. Кстати, срок окончания всех работ – сентябрь этого года. Поэтому слова о том, что Туркестан – это жемчужина Казахстана совсем скоро будут реализованы.

— Я в этом даже не сомневаюсь. Желаю вам успехов.

Саида ТУРСУМЕТОВА

Реклама