Истории с «пятака»: Как живут шымкентские бомбилы

фото из архива

Извозчик — один из старейших представителей бизнеса в истории человечества. Нынешний водитель такси – яркий типаж современного класса предпринимателей от малого-среднего бизнеса.

Чего-чего, а такси в Шымкенте сегодня хватает. Стоит только поднять руку — тут же остановится пара-тройка авто. Самых разных — от неказистого «Матиза» до эксклюзивного «Мерседеса» или крутой «Тойоты». Вот только прошедшей осенью в Шымкенте и Туркестанской области зафиксировано сразу несколько случаев насилия частных извозчиков в отношении своих пассажирок.

Первый инцидент произошел в начале сентября 2019 года. В тот день пострадавшая девушка вместе со своими подругами отмечала день рождения в одном из шымкентских кафе. После празднования она села в такси возле развлекательного заведения. Водитель машины, вывез девушку в безлюдное место, жестоко ее избил, а потом еще и изнасиловал.

Еще один случай зафиксирован в середине октября 2019 года в Толебийском районе Туркестанской области. Водитель такси и его знакомая ограбили пожилую попутчицу. Женщина отдала серьги, кольцо и сумочку, в которой находились телефон и золотые украшения. Со своей добычей — 300 тыс. тенге грабители укатили восвояси, оставив пассажирку на обочине. При помощи записей с камер видеонаблюдения полиции удалось быстро отыскать злоумышленников. Пожилой женщине вернули ее имущество, а на задержанных завели уголовное дело о грабеже.

Откуда берутся подобные водители? Что их заставляет совершать нападения на пассажиров? Зачем они идут на такие безрассудные поступки? В поисках ответов на эти и другие подобные вопросы мы обратились к рядовому водителю с многолетним стажем работы таксиста-извозчика в Шымкенте.

Виталию Шатохину (имя и фамилия изменены) уже хорошо за пятьдесят, но он каждый день с утра аккуратно выезжает на свою постоянную работу – таксовать на улицах родного города.

— Виталий, в последнее время было несколько случаев нападения таксистов на пассажирок. В Шымкенте в начале прошедшей осени зафиксированы подобные факты. Примерно в это же время что-то подобное было в Павлодаре и Алматинской области. В ЮКО последний раз убийство студентки водителем такси случилось несколько лет назад в Сарыагашском районе. Откуда берутся такие отморозки?

— Давай договоримся сразу, — плохие люди есть не только среди таксистов. Преступления совершают и чиновники, и служащие, и силовики… Водители такси, как и все люди, в этом ряду — не исключение. Не надо всех извозчиков мазать черной краской. Просто таксисты у всех на виду, но правонарушители в их рядах — скорее исключение, чем правило. Не стоит считать всех таксистов потенциальными преступниками. Это не так. Есть отдельные случаи, но это далеко не система.

Да, среди таксистов иногда попадаются отморозки. К сожалению. Это — или совсем молодые ребята, у которых еще ветер в голове, или безответственные мужчины среднего возраста, уверовавшие в свою безнаказанность. Но все это — отдельные случаи, про серийных таксистов-маньяков я никогда не слышал. Сама система, когда таксисты работают на «пятаке» (стоянка такси) предполагает, что все друг друга знают, а если появляются подозрения в отношении какого то водителя, то его просто попросят уйти. Потому что завтра проблемы будут у всех. Ведь в случае ЧП он подставит весь коллектив.

Водители, склонные к совершению правонарушений, это не те, кто привязан к стоянкам – «пятакам», а так называемые вольные таксисты, часто из сельской местности. Потому что много таких случаев нападение таксистов на женщин, когда они довозят клиенток из пригорода или сельской местности в город и обратно. Их трудно контролировать и они пользуются этим. Среди городских таксистов со стажем такие случаи — большая редкость. Тем более, друг друга знают не только все постоянные таксисты, но и работники полиции, а частенько и клиенты, и жители ближайших домов.

Чтобы женщины не попадали в переделки, им надо придерживаться определенных правил — садиться только в те такси, которые стоят на стоянке — «пятаке», или работают в фирме – официальной компании-перевозчике. А вот «голосовать» на дороге, садиться в случайные или первые попавшиеся машины, девушкам не стоит. Еще лучше — иметь своего проверенного, постоянного таксиста. Возможно, немного дороже, но безопасность стоит этого.

— Несколько лет назад в Шымкенте была такая компания, где водителями такси работали исключительно женщины. Ни одного случая насилия со стороны представительниц прекрасной половины человечества зафиксировано, естественно, не было. Но что-то их сейчас не видно. Где они?

— Не пошло у них, закрылись. Девушек начали вызывать пьяные мужики, то ли из любопытства, то ли еще зачем-то. Это тебе не Лондон, это Чимкент, детка! После «наездов» женщины начали курсировать по городу вдвоем-втроем, а потом исчезли вовсе. В общем, не прижилось у нас это женское такси. А в других городах, говорят, работает. Хотя проблему женской безопасности оно конечно могли бы частично решить. Ну, так сделайте муниципальный парк такси с женщинами-водителями! Пусть с ними поначалу охранники поездят, чтобы отбить у местных отморозков желание хамить.

— Это случайность, что почти все нападения таксистов в прошлом году случились осенью? Не связанно ли это с теорией об осенне-весеннем обострении у людей с нарушенной психикой?         

— А что, очень даже может быть. Сегодня много профессий где у человека от постоянного стресса буквально «крыша едет». Учителя в школах, начинающие предприниматели, рядовые работники банков, продавцы на рынках, официанты в кафе и ресторанах, вообще вся сфера услуг… Ну и одни из главных в этом списке – водители, в том числе и таксисты. Психика, конечно, страдает от такой нервной работы одной первых. А насчет осенне-весеннего обострения – это к специалистам. Прежде чем делать выводы нужно организовать работу, сопоставить факты, провести анализ… В общем, все может быть, но выводы должны делать профессионалы.

Виталий, а вообще, как ты попал в таксисты?

— Вначале 90-х все предприятия останавливались и закрывались. Я работал мастером в ПМК (передвижная механизированная колонна) и вскоре, как и все попал под сокращение. В общем, остался без работы. Довольно долго мыкался, не мог никуда устроиться. Но у меня на тот момент была машина — старенькие «Жигули». Как-то по пути довез одного клиента, второго. Потом стал подвозить уже целенаправленно, появились какие то деньги, ну и пошло — начал зарабатывать извозом. Конкурентов в то время было еще мало, живые деньги — каждый день, зарплату ждать не надо, жена довольна…

— А кто они сегодня, нынешние таксисты?

— На так называемых «пятаках» (стоянка такси) сейчас в основном дежурят безработные, а также пенсионеры. Еще есть молодежь – ребята, которые не желают по-настоящему работать, но имеют машину. Они хотят быстро и легко «срубить» денег, чтобы вечером посидеть в кафе с друзьями и подружками. Нередко у них где-то есть еще дополнительный заработок.

Безработные. Сегодня мужчине уже после 35-ти на работу устроится довольно сложно. Я вот несколько раз пытался, бесполезно, даже разговаривать не стали. Но мне, правда, уже за пятьдесят, вообще никаких шансов.

Есть еще пенсионеры, которым тяжело прожить на пенсию. Правда, старикам после 60-ти уже довольно трудно таксовать. И все-таки многие из них вынуждены заниматься частным извозом, потому что пенсия маленькая, а деньги — нужны.

 — Как можно попасть на «пятак»?

— Сейчас это довольно проблематично. Просто так еще одного извозчика не пустят, потому что конкуренция. Даже если возьмут человека со стороны, он должен накрыть дастархан или прийти через знакомого. Никому из старожилов «пятака» не нужно чтобы тут стояла лишняя машина. Ведь система за последние лет двадцать устоялась. Есть такие «пятаки» где работает уже третье поколение таксистов. Начинал дед, потом работал его сын, затем на это же место пришел уже внук. Так что там часто работает родня, знакомые, приятели, соседи… Устоявшийся кружок, и они не хотят никого чужого. Во всех местах, где можно было, «пятаки» уже организованны и создать новый практически невозможно. Если только возле вновь открытых торговых центров, кафе, рынков и т. д.                                                                                 

— А были случаи, когда с «пятака» выгоняли частных таксистов?

— Да, одно время этим занимались фирмы — таксопарки. Вот конкретный пример — частники в течение 15 лет накатывали «пятак» в одном из спальных районов Шымкента, но в один прекрасный день тут же рядом организовал свою стоянку таксопарк. Частники начали гонять чужих. Но владелец таксопарка оказался не простым и нанял бригаду боксеров. В итоге, после массовой драки частники со своего места были вынуждены уйти, а машины фирмы — таксопарка работают, и по сей день. И это — не единичный случай. Но, тут ничего не поделаешь — дикий капитализм, побеждает сильнейший.

 — Сколько сейчас можно заработать частным извозом?

— Многое зависит от места расположения стоянки – «пятака», от будней или праздников, времени суток и т.д. В среднем, в Шымкенте, можно заработать за день 5-6 тысяч тенге. Отсюда надо отнять 2-3 тысячи на бензин, обслуживание машины, опять-таки необходимо что-то покушать. Так что остается тысячи две, реально собрать какую-то сумму довольно сложно. Много уходит на амортизацию авто, бензин, обслуживание, ремонт, запчасти… Хорошо если у тебя более-менее новая машина, а если старая, то реально ничего не получишь, или уйдешь в минус. Вообще, если ты выехал таксовать, то нет никакой гарантии, что заработаешь. Это как бинго, своего рода лотерея. Да, в 90-х таксист мог реально зарабатывать, а сегодня хватает только выжить.

 — На тебя конкретно совершали нападения?

— Да, и неоднократно. Больше скажу, нет ни одного шымкентского таксиста со стажем, на которого не было бы случаев нападений. Лично я один раз ездил под лезвием ножа 2-3 часа. Но сумел убедить клиента не делать необдуманных решений. Пришлось вникнуть в его вопрос — молодой парень, трезвый, у него были долги, кредиты… И он решил, что продав мою машину он решит все свои проблемы. Но я сумел убедить его в том, что это — не вариант, а прямой путь на «зону». В общем, уговорил, а может просто повезло. Денег, конечно, немного дал… А моим коллегам — таксистам и ребра ломали, и зубы выбивали, и в больницу они с ножевыми ранениями попадали. А что поделаешь? Такая работа! Но в основном нападения совершают пьяные пассажиры. И естественно, таксисту, если он уже взял такого клиента, надо вести себя с ним соответственно. Тут большое значение имеет опыт. А вот молодежь, неосторожным словом, может спровоцировать нападение. Так что многое зависит и от самого водителя.

 — Но есть же такие, которые специально готовят нападения с целью завладеть автомобилем? В их арсенале: маски, перчатки, обрезы, холодное оружие…

— Сегодня в Шымкенте такие нападения довольно редки. Разгар этого явления был 15-20 лет назад. Сегодня везде стоят камеры, все отслеживается и записывается. Да и машины для такси, в среднем, уже не стоят так дорого, как когда-то. Поэтому отследить угнанную машину сегодня не проблема. Так что основной контингент буйных пассажиров — пьяные. И таких, таксисты стараются не брать.

— А вот в Москве таксисты травили людей минеральной водой, сигаретами, пивом. Потом очищали карманы и выкидывали по дороге. У нас такие случаи фиксировались?

— У нас такого нет. Скорее всего, в Москве этим занималось ОПГ (организованная преступная группировка). Это не таксисты, а просто преступники, которые заранее договариваются, что будут грабить людей. Про такие случаи у нас я не слышал. Возможно, город не такой большой, так что затеряться трудно, найдут быстро. Тем более, что почти всех городских таксистов, в том числе и частников, хорошо знают полицейские. Кстати они не особо мешают нашей работе, хотя в других городах, говорят, все по-другому. Вообще, что касается местных гаишников – им самое главное, чтобы у тебя была в наличии страховка на пассажира. И чтобы ты не нарушал ПДД.

— Реальный случай. Знакомый ехал как-то на такси от центра города домой в микрорайон. Был хорошо выпивший. Договорились за 500 тенге. Приехав на место, пассажир начал расплачиваться 10-тысячной купюрой. Сдачи у таксиста не оказалось и он, оставив пассажира в машине, пошел менять деньги в ближайшем магазинчике, тут же на тротуаре. Минут десять водителя не было, и «поддатый» товарищ вышел из машины его поискать. Зашел в один магазинчик, другой… И, выходя из очередной торговой точки, увидел как «его» такси отъезжает вместе с водителем и 10-ю тысячами тенге, с которыми незадачливому пассажиру пришлось тут же распрощаться. Такое часто бывает?

— Ну что тут говорить, пьяный сам виноват, он своим поведением спровоцировал водителя со слабыми моральными принципами. Да, такое иногда случается. Но, среди бывалых таксистов это не приветствуется. Потому что уже проверено практикой — если будешь заниматься такими делами — к тебе это обязательно вернется бумерангом. Случится авария, или что-нибудь еще хуже. В общем, это — дурная примета. Просто тот таксист этого не знал, или уж, очень нужны были деньги. Кстати, «кинуть» таксиста для пассажира — тоже плохая примета, многие клиенты мне об этом говорили. Так что не надо заниматься обманом ни тем, ни другим.

— Вот еще один случай из жизни: в большом шымкентском кафе проходила свадьба. Гостей – человек 300-400. Далеко за полночь свадьба закончилась. Участники торжества начали разъезжаться. В этот момент постоянные таксисты, которые стоят возле этого кафе, подъезжают прямо к центральному входу, что бы забрать и развести гостей торжества. Один из явно подвыпивших мужчин из гостей начинает сдавать задом свой крутой джип, чтобы забрать родню. Естественно он не рассчитывает и несильно бьет в крыло таксиста. При этом извозчик реально видел, как пьяный водитель садился в свой джип, как, виляя начал сдавать назад. Таксист мог несколько раз отъехать, но специально ждал, пока пьяный водитель ударит его старую машину. В итоге он «срубил» 20 тысяч тенге, якобы на ремонт, и быстро уехал.

— Ну, это довольно опасно, потому что пьяный водитель может так сдать назад, что разобьет чужую машину в хлам, а таксист может попасть в больницу, или его могут избить гости за то, что он не отъехал. А еще водитель джипа вполне может оказаться, например, прокурором… Так что подставляться — довольно опасное занятие. Но это — город Шымкент, удивляться тут не приходится, каждый зарабатывает, как умеет. Но и опять-таки, надо меньше пить, особенно — за рулем.

— Сегодня у таксистов много конкурентов — частные компании, такси по интернету…

— Да в последнее время работать стало сложнее. Компании, которые занимаются частным извозом по интернету, сегодня действительно составляют нам большую конкуренцию. У них проезд дешевле, еще они определенный процент высчитывают с водителя. В итоге шофер уходит в минус, километраж увеличивается, при этом — большой расход бензина, износ машины… Эти компании умеют хорошо считать, при этом получают неплохую прибыль, а водитель в итоге понимает что ему там работать невыгодно. Я трудился в двух таких компаниях, в итоге вернулся и опять стою на «пятаке». Если бы они подняли расценки, то было бы выгодно и им, и водителям. Но не поднимают цену за проезд они специально, этим они «убивают» конкурентов, то есть нас. Но, тем водителям у кого нет выхода, приходится там работать. Что касается компаний — перевозчиков, то они не сильно мешают частникам. Даже есть дополнительный вариант, если у тебя нет машины, можно идти и наняться к ним на работу. Труд, правда, очень тяжелый. План большой. Работа ненормированная. А учитывая бешеное движение в городе Шымкенте, это сложно вдвойне.

В последнее время владельцы компаний «костерят» нас, частников по-всякому. Мы им – как кость в горле. Независимые, «на дядю» работать не хотим, им не подчиняемся… Они, конечно, хотели бы загнать всех водил к себе, заставить работать за копейки, и при этом самим — жировать. Но эпоха дикого капитализма, как не крути, заканчивается, рабство давно отменено… А вот вольные таксисты к фирмам — перевозчикам ненависти не испытывают. Работы всем хватает, зачем ссориться?

— На выезде из Шымкента на алматинскую трассу Жибек Жолы видел как-то – таксисты защитили своего коллегу от «мажора». В самом начале инцидента водитель-частник, резко сорвался с места, чтобы успеть перехватить клиента, при этом случайно подрезал «Лексус» какого-то «мажора». Тот, недолго думая, ставит машину поперек движения таксиста, блокирует его, выбегает из своего авто, вытаскивает бомбилу из-за руля и начинает его элементарно бить. Судя по комплекции «мажор» – спортсмен-разрядник и перевес явно на его стороне. Кажется, что дела таксиста совсем плохи, но тут ему на помощь приходят его коллеги с расположенного рядом «пятака». Они растаскивают драчунов, при этом, не забывая ненароком приложится, к растерявшемуся от такого напора «мажору». В итоге бомбила спасен, быстро бежит в своей машине и резко стартует с места происшествия. Защищать своего коллегу – это обычная практика таксистов?

— Между таксистами обязательно существует товарищество и дух взаимовыручки. Без этого – никак. На «пятаке» обычно собирается от 5 до 15 таксистов. И конечно у них нет выбора – надо держаться вместе!

— Некоторое время назад люди жаловались, что в местном аэропорту таксисты буквально оккупировали стоянку так, что рейсовый автобус не мог подъехать к конечной остановке, и вынужден был разворачиваться метров за двести до нее.

— Просто местные таксисты не хотят никого из чужаков туда пускать. Если «залетный» там встанет, то ему и баллон могут проколоть, и припугнуть, и машину поцарапать… Из города обычные таксисты едут в аэропорт только если пассажир оплатил дорогу в два конца, потому что там ему клиента взять не дадут. Тамошние таксисты на выходе из терминала аэропорта уже стоят, чтобы клиентов не упустить. Примерно такая же картина на автовокзалах, железнодорожном вокзале, возле больших ТЦ…

 — Говорят, некоторые шымкентские таксисты ездят на работу в Штаты, в Европу как на вахту. Это действительно так?

— Да есть такие факты. Хорошо зарабатывают, живут здесь, причем, весьма неплохо. Тамошние заработки-то в разы побольше наших. А здесь, конечно, такие деньги нам и не снились. Но это — дело молодых. Старикам не стоит даже, и рыпаться, их удел — пылить здесь…

— А почему бы таксистам не создать свой профсоюз?

— Не знаю, не получается, сейчас каждый сам по себе. Прежней дружбы уже нет. Конечно, было бы хорошо, если б шел стаж, пенсионка… Но пока не получается. Мы обращались в фирмы по интернет-такси. Нам они ответили – ничего не выйдет. Там свои пять процентов берет фирма, пять — парк, если еще 10% – на пенсионку, то водитель ничего не заработает. Так что пока все остается по-прежнему. Ну, а что будет дальше – покажет только время.

Марат НАЗАРОВ     

 

 

Новости партнеров