Ваш ребенок издает странные звуки.

Именно так Гульжан Хусаиновой объяснили, почему ей вместе с 15 летней дочкой, страдающей ДЦП, придется пересесть в конец самолета. 25 сентября женщина летела авиакомпанией Flyarystan по маршруту Атырау-Шымкент. Сначала ей сказали, мол, мест нет, затем они нашлись. Гульжан уверяет, когда у нее на руках уже были билеты в третьем ряду, к ней подошли сотрудники авиакомпании с новыми авиабилетами. По их словам, женщина с ребенком-инвалидом должна была пересесть в хвост самолета.

«Вот, ваш ребенок издает звуки, я объясняю, это ребенок с особыми потребностями, он не разговаривает и эти звуки и есть выражение потребностей. За счет этих звуков она и говорит мне, что она хочет. На что она мне отвечает что нет, из-за этих звуков для безопасности других пассажиров мы меняем билеты «, — говорит Гульжан.

Мама особенного ребенка говорит, этот перелет был для них важен — в соседнем Ташкенте, куда они должны были выехать из Шымкента, их ждали врачи на реабилитацию. Именно поэтому с такими дискриминирующими условиями пришлось согласиться. Женщина говорит, ее дочь весь полет вела себя спокойно. Кроме того, как оказалось, «в хвосте» пришлось лететь и другим особенным детям.

«Там нас было трое детей, двое вообще абсолютно тихие, но им тоже дали места в конце самолета. Почему? Там был здоровый ребенок плакал, он никому не мешал, кому было некомфортно, то они взяли пересели в конец салона. Он никому не мешал. Почему здоровому ребенку можно плакать, а нашим детям нельзя издавать звуков», — говорит мама особенного ребенка.

По словам представителей казахстанской ассоциации родителей и детей инвалидов, случай с Гульжан — вопиющий. Асия Ахтанова говорит, несмотря на то, что Казахстан стремится к инклюзии, пока еще есть над чем работать. А такие прецеденты нужно придавать огласке, так перевозчики больше не смогут ущемлять семьи, в которых есть люди с инвалидность. По ее словам, пострадавшая семья может рассчитывать на моральную компенсацию, которую смогут потратить на лечение.

«В правилах любой авиакомпании есть такое, что в первую очередь на передние места сажают человека с ограниченными возможностями. Есть специализированные коляски, для них даже можно подъемники. Все условия в наших аэропортах есть. А такой случай вопиющий. Я думаю, что семья должна подать в суд на авиакомпанию, потому что это моральная травма для девочки, которой 15 лет»,- говорит Асия Ахтанова, председатель Ассоциации родителей и детей Инвалидов.

В flyarystan комментировать ситуацию отказались, и запросили официальный запрос. Редакция 31 канала в письме попросили ответить представителей авиакомпании на вопросы — почему Гульжан Хусайнову с ребенком пересадили в конец самолета, и практикуется ли это со здоровыми детьми.