Январские события стали страшной трагедией для нашей республики.
Вместо того, чтобы праздновать начало нового года, мы, затаив дыхание, следили за тем, что происходит на улицах городов Казахстана. К счастью, сегодня уже можно констатировать, что Казахстан смог справиться с этим кризисом. О том, как в этой ситуации работал крупнейший банк страны и какие меры был предприняты для стабильной работы отделений, наш сегодняшний разговор с директором Шымкентского регионального филиала Halyk Bank Ратаевой Гульнары Касымжановной
— Как вы можете прокомментировать сегодняшнюю ситуацию в банковском секторе в целом? Можно ли уже говорить о ее стабилизации?
— В первую очередь позвольте выразить слова соболезнования семьям погибших в эти тяжелые для страны дни. Это ужасная трагедия, которая больше не должна повториться.
Если говорить об общей ситуации, то можно отметить, что впервые за все эти годы мы столкнулись с внутренним страновым политическим кризисом. В течение долгих лет все было стабильно и мирно, и всего за 2 дня ситуация так раскачалась. Тем не менее, нужно отдать должное руководству страны, прежде всего, Главе государства — ситуацию достаточно быстро взяли под контроль, и мы надеемся, что ее последствия не будут носить такой затяжной характер, как во многих странах.
Также хочу выразить слова благодарности сотрудникам полиции города за обеспечение сопровождения инкассации банкоматов и отделений банка. Сегодня, неделю спустя, мы наблюдаем, что происходит стабилизация, в том числе, и в финансовом секторе: банки возобновили свою работу, казахстанцам вновь доступны все виды банковских услуг, начала функционировать биржа. Так что можно сказать: да, на текущий момент ситуация стабилизируется, жизнь республики возвращается в привычное русло.
— Расскажите, как в эти дни была организована работа банка?
— Наш банк, как всегда, как и во все времена, в том числе, кризисные, продолжал свою работу. Мы оперативно откликались на потребности наших граждан. Без лишнего пафоса скажу: мы тот банк, который всегда рядом с нашими согражданами. Мы с готовностью берем на себя все возможные обязательства и эти тяжелые для страны дни не стали исключением.
С начала объявления главой государства режима чрезвычайного положения наш филиал не прекращал работу с населением, государственными структурами и партнерами, обеспечивая доступ к финансовым ресурсам и банковским сервисам. В самый сложный период наша команда круглосуточно работала над восстановлением безналичных платежей по критически важным секторам — это супермаркеты, АЗС и аптеки. Почти все дни сотрудники банка продолжали обеспечивать работу банкоматов в небезопасной для их жизни обстановке.
В рекордные сроки была восстановлена работа мобильных приложений Halyk Homebank для физических лиц и Onlinebank для юридических лиц. На данный момент продолжается активная работа по обеспечению наличностью банкоматов для населения, восстановлению всего функционала мобильных приложений, обеспечению бесперебойной работы сети POS-терминалов, начислению социальных выплат и пособий. Мы хотели, чтобы наши граждане почувствовали, что мы рядом и их привычная жизнь совсем скоро наладится.
— Что вы намерены предпринять для поддержки ваших клиентов?
— Руководством нашего банка был принят ряд важных социально-ориентированных решений. Так, банк списал все имеющиеся кредиты, оформленные у нас погибшим сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб, а их семьям зачисляет по 5 млн тенге. Также принято решение не начислять штрафные санкции, неустойки, пени за просроченные платежи по кредитам на период ЧП физическим лицам, малому и микро-бизнесу.
— Halyk Bank является ведущим банком Казахстана по работе с МСБ. Какая поддержка оказывается предпринимательскому сектору помимо отмены штрафов? Будут ли какие-то государственные программы?
— Конечно. Такого рода программы сейчас обсуждаются и на уровне НПП «Атамекен», и на уровне фонда поддержки предпринимателей «Даму». Возможно, в скором времени будет запущена какая-то совместная с государством программа поддержки пострадавших в результате массовых беспорядков предпринимателей. Что касается уже реализующихся проектов, то это и субсидии, и удешевленное финансирование, льготные периоды, пониженные ставки и так далее. Очень много разных инструментов, которые мы в своей работы применяли и будем применять.
Так, например, в 2021 году наш филиал в рамках гос программ, таких как «ДКБ 2025», «Мен кәсіпкер боламын», «Экономика простых вещей», «Даму Оңдіріс», «Кредитование МСХ» и другие, было профинансировано 325 проектов на общую сумму 9, 082 млрд тенге.
— Halyk Bank является еще и основным оператором по перечислению социальных платежей: это и пенсии, и пособия, и заработные платы. Людей сейчас волнует вопрос своевременности этих выплат. Есть ли основания беспокоиться по этому поводу?
— Конечно же, нет. Я думаю, наши соотечественники это уже почувствовали на себе. Сразу после новогодних праздников, 5 января, несмотря на начавшиеся беспорядки и введенный режим ЧП, сразу с утра пошли начисления и заработных плат, и пенсий, и пособий на счета получателей. Единственное, был момент ограничения по работе банковской системы в целом и мы не могли открыть отделения или дать доступ к банкоматам, но все социальные выплаты были, конечно же, доставлены адресатам.
— И в заключение: что бы вы хотели пожелать нашим гражданам?
— Прежде всего, мира, спокойствия и стабильности. Сейчас, как никогда, мы начали осознавать истинную ценность этих понятий. Я надеюсь, что уже в самое ближайшее время мы с вами вернёмся к нашей обычной жизни. И тот лозунг, который сейчас звучит, абсолютно правилен в своем посыле. Наша сила в единстве. Только вместе, поддерживая друг друга и действуя слаженно и обдуманно, мы пройдём это нелёгкое для страны испытание.
Лицензия № 1.2.47/230/38/1 от 3 февраля 2020 года выдана АPРФР