Новые ставки за утильсбор разочаровали казахстанских аграриев

Располовиненные ставки за утильсбор все еще ощутимо бьют по карману автомобилистов. Но еще больнее, по кошельку фермеров.

Ержан Карабаев занимается выращиванием риса и хлопчатника. Последний раз мужчина обновлял сельхозтехнику 3 года назад. Тогда за каждый комбайн — а их было три — ему пришлось заплатить по 12 миллионов тенге утильсбора. Эти деньги, говорит мужчина, можно было потратить на закуп семян или купить еще один комбайн. Сейчас фермерскому хозяйству нужны хлопкоуборочные комбайны. Но в этом году, несмотря на снижение ставки утильсбора, покупать их аграрий не торопится.

«Сельхозтехнику всегда надо обновлять, новое оборудование, новая техника увеличивает урожай, скорость сбора, объем площади. Сейчас не знаю, валюта подорожала, и утильсбор, раньше я платил 12 миллионов, сейчас 6 миллионов, все равно влияет на карман», — говорит Ержан Карабаев, председатель фермерского хозяйства «Сая».

А мелкие фермерские хозяйства до сих пор вынуждены собирать и обрабатывать урожай на устаревших комбайнах и тракторах. О цифровизации и речи не идет. Поддерживают фермеров и общественники, которые предлагают вновь пересмотреть утилизационные ставки.

«Сельхозтехника — это средство производства. Ему необходимо иметь новейшую технику на своих полях. Говорят, что нужно развивать сельское хозяйство, поддерживать, и вместо того чтобы его развивать, мы придумываем какие-то заградительные меры чтобы люди могли получить достойную хорошую технику для своей работы. Это возмутительно, никак не обосновано и вредит нашей экономике«, — говорит Тимур Жаркенов, председатель Союза промышленников и предпринимателей Казахстана

Казахстанские активисты говорят, ставки утильсбора, даже разделенные напополам, необоснованные. По словам общественника Тимура Жаркенова, ставки должны доходить максимум до ста тысяч тенге. Именно во столько, а чаще даже меньше, обходится утилизация автомобилей. По словам активиста, на фоне подорожания сельхозтехники, снижение ставки утильсбора, особой погоды не делает.

Ставки за утильсбор на легковые авто теперь начинаются от 229 725 тенге и достигают 1 761 225 тенге. За автобусы придется отдать 612 600 до 2 067 525 тенге, чтобы ввезти в страну грузовые автомобили придется заплатить от 536 025 до 3 139 575 тенге. Дороже всего утильсбор за сельхозтехнику от 306 300 до 6 126 000 тенге.

Жаркенов уверен, деньги с утильсбора нужно направлять непосредственно на утилизацию машин, а кредитование и обновление автопарков проводить не за счет рядовых автомобилистов и фермеров.

Реклама