8 апреля состоялась внеочередная 15-я сессия маслихата города Шымкента.
Среди четырех заявленных на повестке дня вопросов значился и этот – «О внесении на рассмотрение Республиканской ономастической комиссии при Правительстве Республики Казахстан предложений по присвоению собственных имен лиц государственным юридическим лицам, расположенным в городе Шымкенте».
Так вот, во время сессии один из депутатов гормаслихата, а именно Нургазы Бухарбаев предложил назвать значимые и магистральные улицы города именами великих казахских ханов и исторических личностей.
Хорошая идея. Тем более что город наш растет буквально и в ширь, и ввысь. Есть, чему присваивать достойные и поистине исторические имена. На этом бы и закончить ему свое выступление, но, как говорится, «Остапа понесло…»
Депутат предложил переименовать такие улицы, как Ж. Адырбекова и К. Тулеметова. И далее, по его словам, вполне логично было бы назвать улицу Аргынбекова именем Абылай хана, Домалак ана или Ходжи Ахмета Яссауи.
А вот здесь – стоп! Зачем, предлагая хорошее, поганить уже существующее?
В свое время старшие коллеги нынешних депутатов уже в независимом Казахстане на таких же сессиях гормаслихата принимали решения о наименовании улиц Шымкента именами Тулеметова, Аргынбекова и Адырбекова. Как минимум двое из них – Почетные граждане города Шымкента.
Объясните нам, простым горожанам, разве не должна быть какая-то преемственность в деятельности органов представительной власти? У вас что, нет других забот? Это же каких колоссальных средств потребует очередная кампания по переименованию! Что, деньги лишние в бюджете появились? В такое непростое для страны время вы не нашли никакого другого применения своим обязанностям, кроме как заняться переименованием улиц?!
Лучше обратите внимание на состояние дорог, отвратительное качество школьного питания, на нужды пенсионеров, уборку улиц города… Есть такая поговорка: «Не буди лихо, пока оно тихо!».
Есть еще люди, кто бок о бок работал рядом и с Куанышбеком Тулеметовым, и с Жолдияром Адырбековым, и с Уланбеком Аргынбековым. Они знают и помнят о вкладе этих людей в развитие нашего региона.
«Все вышеназванные личности – это достойнейшие люди, – сказала Почетный гражданин города Шымкента и Южно-Казахстанской области Клара Алипова. – Да, они работали на ответственных постах, выполняли свои прямые функциональные обязанности. Но как! Согласитесь, можно с 9 утра до 6 вечера просто ходить на работу, а можно гореть на ней, добиваясь выдающихся результатов, преображая к лучшему жизнь современников!».
Кто они, эти люди? Давайте я напомню о них.
К примеру, самый старший из них – Уланбек Алдиярович Аргынбеков. В 1967 году его пригласил к себе в кабинет первый секретарь Чимкентского обкома партии Василий Ливенцов и назначил заведовать управлением пассажирского автотранспорта области. И было на тот момент Уланбеку Аргынбекову 33 года! Ровесник Гагарина. И такое высокое доверие.
Логично, дорогу – молодым! Это было очень непростое время: как раз после трагичного «чимкентского бунта», случившегося в июне 1967 года. Сколько тогда в городе было покореженного автотранспорта! Аргынбеков самоотверженно трудился на этом посту десять лет.
Затем он был направлен руководителем облсельхозтехники. А потом, когда первым секретарем Чимкентского обкома партии был Асанбай Аскаров, бюро обкома рекомендовало Уланбека Аргынбекова на должность первого секретаря Кызылкумского райкома партии. Коммунисты района избрали его секретарем райкома. Разумеется, учтя его колоссальный опыт хозяйственника.
Асанбай Аскарович, напутствуя его, так и сказал: «Уланбек, очень прошу тебя, сделай из этого отстающего района передовой». Исключительные организаторские способности Аргынбекова, забота о простых работягах сделали те годы периодом расцвета района. Там царил такой энтузиазм! Через год пошли победы в республиканских, а потом и союзных соцсоревнованиях! Переходящие знамена ЦК КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Совмина СССР!
Тот период запомнился поистине рекордными показателями развития животноводства, каракулеводства. За ТРИ ГОДА район из депрессивного превратился в район-донор! Столь разительная метаморфоза во многом объяснялась тем, что упор был сделан на такую сельхозкультуру, как кукуруза, поистине царицу полей! Это была настоящая золотая жила кормового хозяйства животноводства.
Это вам не зоопарком заведовать, в котором звери мрут. И еще. Ранее, в самом начале XXI века, нынешняя улица Аргынбекова была безымянной, вся в ямах, кучах гравия и глины, узкой и совсем не протяженной. Аким города Болат Жылкышиев пригласил в акимат сына Аргынбекова – Адильхана, руководившего тогда мощным предприятием «Туркестанэнерго», и попросил содействия в приведении в порядок этой улицы. Вдобавок еще ряд просьб по решению общегородских проблем.
В итоге Адильхан Уланбекович подключил все свои связи в столичных кабинетах и обозначенные проблемы города решил. Никто от наименования этой улицы не пострадал.
Жаль, что прожил Уланбек Аргынбеков недолгую жизнь: сказались-таки арест и обвинения в «организации декабрьских событий в Алма-Ате» в декабре 1986 года. Его не стало в 1999 году…
А, скажем, Жолдияр Адырбеков. Да одна его биография – это пример для «юношей, обдумывающих свое житье». Сирота, выросший в годы войны в детдоме. После ремесленного училища работал в гидрогеологической экспедиции. Вся его жизнь – учеба и труд, учеба и труд. Был председателем Чимкентского горисполкома. В 1992 году назначен гендиректором отраслевого концерна «Ордабасы», а в 1994-ом стал президентом АО «Шымкентмай».
После его ухода из жизни семья до сих пор шефствует над детским домом в селе Коксаек (Георгиевка) Толебийского района, где он вырос…
Наш третий герой – Куаныш Тулеметов. И технарь, и чиновник, и депутат Парламента, и поэт-лирик. Слушая многие мелодичные песни, земляки даже не догадываются, что слова к ним написаны Куанышем Тулеметовым. Приведу лишь одно четверостишье:
…Стоит у склона юрта,
Откинута кошма.
И лучше нет приюта,
Чем Родина сама!
По поводу того, где бы развернуться в Шымкенте. Новые проспекты в микрорайоне «Туран» – безымянные, пока они строятся под номерами. Наименовывайте! Современность будет соседствовать со стариной! К слову, «Туран» тоже название яркое, историческое.
К сведению, в южном мегаполисе насчитывается порядка двух тысяч улиц. По протяженности именно наши улицы являются рекордсменами среди казахстанских городов. Общая их длина составляет более 2100 км.
Газета Рабат, Фарида ШАРАФУТДИНОВА