Начну с анонса. 23 января в 16:00 в выставочном зале универсальной библиотеки имени А. Пушкина открылась фотовыставка под названием «Высоцкий в Казахстане». На ней будет представлено более 40 фотографий, где документально отображено присутствие великого поэта, барда, артиста на казахстанской земле. А 24 января состоялся музыкально-поэтический вечер, посвященный его творчеству. Выставка будет доступна для посещения в течение недели. Вход свободный.
К НЕМУ НЕ ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА
Со времени смерти Владимира Высоцкого прошло уже 43 года, а его творчество и сейчас актуально, востребовано. Вот написала эту фразу и тут же стала скучна самой себе. Да разве можно изъясняться таким канцелярским слогом, когда его песни до сих пор проникают в душу с неудержимой и неистовой силой?! Тут надо говорить не об актуальности, а о самой настоящей всенародной любви! А чем объяснить такую безбрежную любовь, пока никто не может сказать однозначно. О «феномене Высоцкого» до сих пор ведутся споры в среде литературоведов, музыкантов и психологов, и пока никто из них не пришел к единому знаменателю.
Как-то раз я тоже попыталась дать этому феномену объяснение. Не по причине гордыни или самонадеянной дерзости, а по праву наследственной «фанатствующей» любви к нему с самого раннего детства. У нас в семье был культ Высоцкого. Откуда мой отец доставал магнитофонные записи с его песнями, мне до сих пор неведомо, но эти песни мы, дети, знали наизусть и пели их самозабвенно, пытаясь подпустить хрипотцу в неокрепший детский дискант…
Позднее я сделала для себя вывод, что оглушительная слава Высоцкого частично объясняется его предельным вхождением в близкую для него тему. Это называется эффектом присутствия. Если он пел песню о войне, никто и не сомневался, что он лично сидел в окопах или шел в штыковую атаку. Если пел песни о горах и альпинистах, то все были уверены, что он самолично покорил не одну горную вершину и замирал от восторга перед расстилающейся бескрайней красотой… Впрочем, уголовники и тюремные «сидельцы» тоже считали его своим. Был у него и такой цикл песен, овеянный «блатной» романтикой, и он тоже звучал правдиво и убедительно.
Словом, Высоцкий был СВОИМ для ВСЕХ, и не было человека, до которого бы он ни достучался своей пронзительной честностью и предельной силой самовыражения. С ним вместе переживала, любила, смеялась и плакала вся огромная страна, а он был ярким выразителем ее сомнений и надежд. У него было поистине высокое миссионерское предназначение…
![](https://otyrar.kz/wp-content/uploads/2024/01/avtograf-vysotskogo-696x385.jpg)
Возможно, найдутся скептики, считающие, что актуальность творчества Владимира Высоцкого в наши дни очень сильно преувеличена. Мол, только старшее поколение «выпуска прошлого века» и способно превозносить его до небес. В силу возраста, отживших взглядов на жизнь и советского воспитания без гаджетов и интернета. А вот и не правда! Специально набрала в поисковике имя Высоцкого, и что вы думаете? Мне сразу выдали около 30 ссылок на различные информационные порталы, где можно узнать мельчайшие подробности его биографии, вплоть до количества жен и обстоятельств смерти. А уж сколько там стихов и песен… И восторженных комментариев…
Вот, например, самый свежий отзыв: «Слушая Владимира Семеновича, каждый раз по-новому понимаю, сколько правды в словах, сколько горечи в музыке. Талантище от Бога! Его душа вечна, пока мы живы – будем помнить о нем!»
И таких отзывов сотни! Не в обиду будет сказано, но среди многих известных бардов, чьи имена тогда тоже были на слуху, Владимир Высоцкий до сих пор занимает лидирующее первое место. Что удивительно, люди и по сей день говорят о нем, как о живом, как будто он пел нам вчера и скоро обещал вернуться…
БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ ШЫМКЕНТА
Владимир Высоцкий побывал в нашем городе дважды. В первый раз – в августе 1970 года. В этот период он активно гастролировал по всему Советскому Союзу, но больше жаловал крупные города, к которым тогдашний Чимкент, понятно, никак не относился.
Приглашением звезд такой величины и популярности в то время занималась областная филармония. А размещали высоких гостей в бывшей гостинице «Восход» на площади Куйбышева (теперь это гостиница «Ордабасы» на одноименной площади). Легко ли было пригласить в наш провинциальный город такую знаменитую личность всесоюзного масштаба? Конечно, нелегко. Такое стало возможно лишь благодаря «пробивной» силе директора областной филармонии Зое Шинжирбаевой. Марс Садыков, о котором речь пойдет позже, дал ознакомиться с выдержками из книги алматинского «высоцковеда» Сергея Суворова, который привел воспоминания Зоиной сестры об этом событии.
Зоя Шинжирбаева «была одна из немногих, кто разглядел в Высоцком прежде всего поэта, хотя в 1970-м его признавали больше как барда. Заманить такого уровня гастролера в Чимкент было делом архисложным. Как удалось это Зое, отдельная история. Мне же хочется рассказать другую историю, изменившую ее судьбу.
Итак, 1970 год. В городе из уст в уста передают слухи о приезде Высоцкого. Никто не верит, пока не появятся афиши. И начинается ажиотаж. На концерты, помимо чимкентцев, едут из Ленгера, Белых Вод, Ванновки. Желающих так много, что Зоя договаривается с директором Центрального парка Н. Сайдуллаевым, и тот срочно освобождает зал летнего кинотеатра, в котором выступала абхазская оперетта.
Артисты ее, которым тоже хотелось услышать Высоцкого, особо не протестовали и перешли на летнюю эстраду. Но не хватило и двух тысяч мест. Зрители слушали барда, заполнив все подступы к летнему кинотеатру. Зоя уговаривала Высоцкого еще на несколько концертов, затем договорилась с коллегами из Усть-Каменогорска и сама выехала с ним на гастроли. Как уговорила, не секрет ни тогда, ни теперь. А именно простимулировала материально. То есть оформила приказом за №142 по облфилармонии, коим приняла киноактера В. Высоцкого на работу. Разовая ставка была 11 рублей 50 копеек, сольник – 34 рубля 50 копеек. Смешные цифры, несоразмеримые той самоотдаче, с какой обычно пел Владимир Высоцкий, и тем влиянием, которое оказывал на современников.
Зоя Мирзабаевна не отреклась от своего кумира даже после того, как после отъезда Высоцкого ее «разбирали» на бюро горкома партии и объявили выговор. Показалось мало – освободили от занимаемой должности. К тому же, филармония подала на нее судебный иск о взыскании с нее 1 850 рублей, выплаченных Высоцкому и приехавшим с ним помощникам. И хотя суд присудил только 200 рублей, по тем временам это были большие деньги.
«Разглядеть, что истинно, что ложно, может только беспристрастный суд», – писал Высоцкий. А таким может быть только суд истории. Прошло время, и теперь уже хозяева кабинетов, которые решали судьбу Зои Шинжирбаевой, осмелившейся пригласить автора «блатных и политически незрелых песен», с воодушевлением вспоминают о концертах Высоцкого, уверяя, что всегда были поклонниками поэта и актера, имя которого стало теперь культовым».
С ВЫСОЦКИМ ПО ЖИЗНИ
Столь обширный отрывок из книги «Высоцкий в Казахстане» я привела для того, чтобы подчеркнуть роль конкретной личности в реализации каждого большого и важного дела. Без личной инициативы Зои Шинжирбаевой Чимкент никогда бы не увидел и не услышал своего кумира. А вот без Павла Викторовича Кузнецова у нас никогда бы не появился дом-музей Высоцкого, первого и единственного во всей Средней Азии. Конечно, артист бывал на гастролях и в других городах Казахстана: Алма-Ате, Павлодаре, Усть-Каменогорске. Но нигде не нашлось такого преданного энтузиаста, который долго, бережно, по крупицам собирал бы любые «вещественные доказательства» кратковременного пребывания Высоцкого в нашем городе.
К делу приобщалось все: книги, воспоминания, альбомы, виниловые пластинки, фотографии, оригинальные магнитофонные записи, автографы. Был восстановлен даже старенький магнитофон, на котором эти записи воспроизводились.
![](https://otyrar.kz/wp-content/uploads/2024/01/pavel-kuznetsov-340x520.jpg)
С уходом Павла Викторовича из жизни, казалось, музей прекратит свое существование, но, к счастью, этого не случилось. Эстафету «хранителя» музея подхватил Марс Садыков, не менее фанатичный любитель творчества Высоцкого. Кстати, степень фанатичности красноречиво являет факт из его альпинистской жизни, засвидетельствованный видеороликом: Марс Садыков сидит в снегах на вершине Эльбруса и громко поет песню Высоцкого «Скалолазка». И это все при явном кислородном голодании на высоте 5 642 метра над уровнем моря…
«Примерно за год до смерти Павел Викторович, словно что-то предчувствуя, стал готовить себе преемника, – вспоминает Марс Раифович. – И почему-то этот выбор пал на меня. Помню, этот год совпал с 70-летним юбилеем Высоцкого, который широко отмечался в Москве. А поскольку Павел Викторович уже чувствовал себя плохо, то мне пришлось ехать на это торжество в качестве представителя от Шымкента. Поначалу я не представлял себя хранителем музея, брал эти обязанности больше из вежливости, но потом втянулся! А сейчас не могу представить себя без этого дела, этих хлопот по увековечиванию памяти любимого мною барда, поэта, да просто необыкновенного человека, масштаб которого трудно переоценить».
![](https://otyrar.kz/wp-content/uploads/2024/01/mars-sadykov-696x526.jpg)
Марс Садыков действительно втянулся! Все свое свободное время он отдает налаживанию и расширению связей с различными объединениями «высоцковедов» (это официальный термин!), поездкам на знаковые мероприятия, поискам неизвестных фото- и видеодокументов, связанных с именем Высоцкого… Он стал уже известной личностью в «высоцковедческой» среде, а его труды и заслуги были вознаграждены специальной медалью «За вклад в увековечивание памяти Владимира Высоцкого», которую ему вручили на бардовском фестивале в Новосибирске.
В эту плеяду личностей, так много сделавших для памяти любимого артиста, можно смело включить Игоря Владимировича Вербицкого, директора русского драматического театра. Каждый год, начиная с 2000-го, в стенах театра проходит традиционный вечер памяти Владимира Высоцкого под девизом «Место встречи изменить нельзя». И этот год не исключение. Спасибо им всем за эти встречи, за искренность и постоянство чувств!
Елена Летягина