Да, замызганные автобусы – это одна из неприятных особенностей нашего города. С утра мы заходим в немытые салоны, сквозь замусоленные занавески и грязные окна пытаемся сориентироваться, мимо чего проезжаем, потому что названия остановок объявляются далеко не во всех автобусах.
Но мы не ропщем, что вы! Спросите, почему? Да потому, что рады наконец приехавшему автобусу. Мы дождались его. Худо-бедно он везет нас – уже хорошо, уже ладно. А то, что с виду исправный автобус дергается даже на ровном асфальте, а пассажиры чуть не падают – это ничего. Держаться надо крепче – и все!
Шымкентцы – народ долготерпеливый. Но, смею заметить, лишь до поры до времени.
…В редакцию поступило очередное обращение горожан. Люди пишут: «Мы, жители Шымкента, просим руководство города рассмотреть нашу просьбу сейчас и принять действенные меры.
Просьба заключается в следующем: надо добавить несколько единиц транспорта по автобусным маршрутам №№182 и 84.
В эти дни на остановках по улицам Гагарина и Дулати невозможно попасть в автобус. Начиная от остановки «Колос» находятся школы №№18, 29, 5, 21 и 26. Кроме этого, еще две частные школы, колледжи №№3 и 4, новые два-три детсада, поликлиники, Крытый рынок, военкомат… А по улице Дулати – земком, школа №9 (по ул. Казыбек би автобус не ходит), медколледж, колледж инновационных технологий, стадион, стоматология, гостиницы, клиники «Сункар» и детская «Муса» и т.д.
Ну, нереально при существующем графике движения автобусов и их мизерном количестве вовремя попасть даже на работу. Мы уже не говорим, что в школу на уроки надо к 8 часам!
Вы думаете в обед можно на автобусе вовремя добраться куда-то? Куда там: пересменка в школах, еще больше народу, потому что людям надо и на учебу, и домой! Мы, взрослые, «висим» на подножках, пропихивая вперед детей.
Водители ругаются: но их тоже можно понять, ведь они отвечают за нашу безопасность…
Вечером рано темнеет, приходится после работы бежать встречать детей.
Огромная просьба: обратите, пожалуйста, внимание на эту проблему! Добавьте несколько автобусов, хотя бы на время учебного процесса, то есть до лета.
И еще, когда уже станут мыть салоны автобусов? Окна залеплены или свежими афишами, или следами от прежних. Мы хотим видеть, мимо чего едем!
Пока же автобусы Шымкента больше похожи на «музеи микробов на колесах». Неприятно это, господа начальники! Не верите нам? Тогда пересаживайтесь из служебных авто в обычные городские автобусы. Убедитесь сами!»
…Удивительно, люди все еще просят, а не требуют.
Хотя это их ЗАКОННОЕ ПРАВО ездить по городу в относительно комфортных условиях.
А давайте перечислим, за что мы должны платить перевозчикам?
Первое – за безопасный проезд из точки «А» в точку «Б».
Второе – за культуру обслуживания.
Третье – за чистоту в салоне автобуса.
Четвертое – за объявление остановок.
Пятое – за наличие униформы у водителя.
А за что мы платим на самом деле? За долготерпение – ожидание автобуса, невыносимый запах, толкотню, назойливые уговоры водителя заплатить за проезд наличкой, за риск передвижения.
Чистота автобусов – отдельная тема. Самый наглядный пример – автобусы маршрута №54. Мы все жалуемся, сетуем, ворчим, зажимаем носы в то время, как есть нормативы по содержанию автобусов. В них оговорены правила технической эксплуатации автотранспортных средств и их ежедневное техническое обслуживание. При необходимости можно найти точные названия этих документов.
И все же, кто должен не терпеть это, а на деле контролировать состояние автобусов? Есть такая организация! И называется она государственное учреждение «Инспекция транспортного контроля по г. Шымкенту», которое располагается по адресу: г. Шымкент, ул. Молдагуловой, 4 а, тел. 8 (7252) 56-44-88, адрес электронной почты: itk.uko@mid.gov.kz. Обращайтесь туда.
Быть может, ее сотрудники дадут разъяснение, сколько компаний автоперевозчиков в Шымкенте было привлечено к ответственности за нарушения графиков движения и грязь в салонах автобусов? Кто понес конкретное наказание? Что они предлагают для исправления ситуации? Вопросы пока остаются без ответов.
В начале недели в «Көрме» состоялся брифинг, посвященный работе общественного транспорта Шымкента. О чем шла на нем речь, мы вам сообщим немного позже. Надеюсь, там прозвучали не только пустопорожние замечания.
Бесспорно одно: общественный транспорт и транспортная инфраструктура города требуют революционных перемен, а качество предоставляемых услуг – совершенствования.
Фарида Шарафутдинова